ОАО «Серпуховский автомобильный завод» (СеАЗ), входящий в группу самарского бизнесмена Вячеслава Малеева «АвтоКом», сменил собственника. Теперь предприятие принадлежит не холдингу, а некой компании ООО «СамАвто». О планах нового владельца СеАЗа, равно как и о его деятельности, неизвестно практически ничего.
В 1939 году в Московской области построили мотозавод, который производил коляски для инвалидов – С-ЗА (так называемые «моргуновки»). В 1989 году завод передали в состав ПО «АвтоВАЗ», и на нем запустили производство малолитражного автомобиля ВАЗ-1111 «Ока». Через шесть лет, в 1995-м, предприятие было переименовано в Серпуховский автомобильный завод. А спустя 10 лет, весной 2005 года, СеАЗ вошел в состав группы «АвтоКом», созданной самарским предпринимателем Вячеславом Малеевым.
В 2002 году бизнесмен вокруг своего основного актива – Калужского завода автомобильного электрооборудования (КЗАЭ) – начинает консолидацию предприятий производства и поставок автокомпонентов в промышленную группу «АвтоКом».
В том же году в группу вошли Козельский механический завод и Лысковский электротехнический завод. В 2004 году Малеев выкупил 50% акций «Кинельагропласта», а также ОАО «Завод ГрАЗ». Затем в состав «АвтоКома» вошли калужский «Автоприбор», «Автоагрегат», «Кей Эй Си» и «Самара–Авиагазом», ОАО «Самарское конструкторское бюро машиностроения» (СКБМ). Таким образом, Вячеслав Малеев сформировал вертикально интегрированный холдинг, ориентированный на крупносерийный выпуск комплектующих для предприятий автомобильной промышленности и автопроизводства. Однако сам Малеев 30 июня этого года покинул совет директоров группы вместе со своим партнером Валерием Николаевым. Правда, они продали свои доли в компании – 50% и 40% – неким малоизвестным, но тем не менее связанным с ними персонам. Эксперты, полагают что Малеев продолжил управление холдингом, но не напрямую, а через третьих лиц.
Серпуховский автомобильный завод в составе «АвтоКома» проработал три года, и притом весьма неплохо. По информации из материалов отчетности по итогам 2008 года, размещенной на сайте завода, предприятие рассчитывало на сотрудничество с такими отечественными и иностранными производителями автомобилей, как ГАЗ (Россия), Benteler (Германия), Geely (Китай). Однако планы СеАЗа полностью разрушил мировой финансовый кризис. Сборка «Оки» была прекращена осенью прошлого года, завод не функционирует по сегодняшний день.
Теперь же, согласно опубликованному на сайте предприятия списку аффилированных лиц, стопроцентным собственником СеАЗа стало предприятие ООО «СамАвто». Эта компания зарегистрирована по адресу: Самара, улица Пятигорская, дом 11. Там же находится центральный офис «АвтоКома» и подконтрольное холдингу автоторговое предприятие «Гэмбл». Последняя компания является дилером АвтоВАЗа и СеАЗа, то есть продает автомобили «Ока» и ВАЗ, а также осуществляет все виды ремонта отечественных и импортных автомобилей и поставляет комплектующие на конвейер волжского автогиганта.
Директора «Гэмбла» зовут Натальей Ишутиной. Она же руководит ООО «СамЛТД», предыдущим директором которого был Вячеслав Малеев. Владельцы же ООО «СамАвто» неизвестны. Более того, сотрудники «Гэмбла» заверили корреспондента Doroga63.ru, что в доме №11 на улице Пятигорской такого предприятия нет и никогда не было.
Почему СеАЗ стал собственностью «призрачной» компании и что его ждет в ближайшем будущем, неизвестно. Эксперты строят различные предположения.
«Смена собственника может быть вызвана самыми разными причинами, это может быть и обыкновенная продажа предприятия, и отдача его за долги. Это может быть вызвано и некими организационными моментами, например, прекращением деятельности «АвтоКома» или сменой профиля его деятельности», – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Фото: Коллаж Алины ВИШНЕВСКОЙ