Департамент транспорта Самары ужесточил требования к работе коммерческих перевозчиков. Предпринимателей обязали за свой счет установить на свои «газели» GPS-приемники, которые стоят не менее 10 тысяч рублей за комплект. Пока неизвестно, вызвано это решение требованием федеральных властей или же бизнесменов пытаются вынудить самостоятельно покинуть рынок пассажирских перевозок в Самаре.
Два года назад руководитель департамента транспорта Самары Валерий Графский предложил новую программу развития городского пассажирского транспорта на 2009-2015 годы. По мнению экс-главы ведомства, она позволит существенно улучшить качество перевозок и достигнуть главной цели – комфорта для самарцев. По плану Графского, с введением программы максимальная затрата времени на поездку должна снизиться до 20-30 минут, на 70% единиц обновится парк подвижного состава, расширится внедрение системы GPS-навигации и системы электронной оплаты проезда.
Первым этапом реализации проекта шла оптимизация маршрутной сети города. Здесь у Графского ничего не вышло. Дело в том, что управленец предложил оптимизировать маршрутную сеть путем отсечения неиспользуемой техники, как это годом ранее сделала санкт-петербургская компания ЗАО «НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры» в Казани. В столице Татарстана практически полностью ликвидировали электрический транспорт, сократили в два раза трамвайные маршруты и провели демонтаж трамвайных рельсов. Кроме того, в городе избавились от «газелей», заменив их на автобусы. Руководство мэрии сочло это неприемлемым и отказалось от сотрудничества с главой департамента транспорта.
Преемник Графского Андрей Романико решил ограничиться лишь устранением маршруток. В этом году истекает срок действия 12 договоров с коммерческими перевозчиками: ООО «ЛУЧ» – 17 декабря; ООО «Арсенал» – 30 октября и ООО «Газ Моторс» – 1 декабря. Это значит, что 327 «газелей», занимающихся коммерческими перевозками, исчезнут с самарских дорог.
А теперь глава департамента еще и ужесточил требования к работе всех коммерческих перевозчиков. С компаниями заключаются дополнительные соглашения, обязующие частников установить на весь свой транспорт ГЛОНАСС/GPS-приемники, которые в среднем стоят примерно 15-20 тысяч рублей. Эту информацию сайту Doroga63.ru подтвердил заместитель директора компании-перевозчика «Группа «Март» Николай Уваров.
«Дополнительные соглашения действительно подписываются. На наших автомобилях установлены GPS-приемники по цене порядка 15 тысяч рублей за комплект», – сказал Уваров.
Наличие этой системы позволяет в режиме онлайн отслеживать маршрут и время движения транспорта с диспетчерского пункта. Такой техникой уже оснащены все городские автобусы и троллейбусы. Разница лишь в том, что муниципальный транспорт улучшили технически за счет бюджетных средств, а вот перевозчикам придется покупать устройства за собственный деньги. А чтобы оснастить все «газели» Самары ГЛОНАСС/GPS-приемниками нужны миллионы рублей.
Департамент транспорта свое решение пока никак не прокомментировал, поэтому ситуация с введением дополнительных соглашений выглядит весьма неоднозначно. С одной стороны, по постановлению правительства от 2008 года, все перевозчики действительно обязаны в период с 2010 по 2015 годы установить GPS на свой транспорт. В этом свете шаг Романико выглядит хоть и преждевременно (ведь до конца года еще три месяца. – Прим. ред. Doroga63.ru), но обоснованно. С другой стороны, глава департамента продолжает оптимизацию маршрутной сети и стремится к 2013 году избавить губернский центр от маршруток. Об этом управленец заявил на заседании комитета по развитию городской инфраструктуры и ЖКХ гордумы Самары 17 сентября. Поэтому допсоглашения могут быть и вполне логичными методами по «отсеву» коммерческих перевозчиков. По мнению известного самарского правозащитника Антона Буслова, действия Романико связаны с потребностями самой транспортной отрасли и с требованиями федерального центра.
«Постановка такого оборудования на коммерческий транспорт нужна для включения «газелей» в единую диспетчерскую систему. Так как эти приемники обеспечат департамент транспорта всеми возможностями для контроля числа автобусов на линии, графиков их движения, времени окончания и начала работы, и даже нарушения скоростного режима то неудивительно, что коммерческие перевозчики недовольны нововведениями. Однако данные действия полностью согласуются с государственной политикой РФ, требующей установки комплектов ГЛОНАСС/GPS на весь пассажирский транспорт», – сказал Антон Буслов.