АвтоВАЗ в очередной раз посетила делегация правительства РФ. В этот раз ее возглавил первый вице-премьер России Игорь Шувалов. Чиновник пообещал уволенным заводчанам рабочие места и сказал, что у предприятия есть перспективы развития. Наблюдатели считают, что будущее завода туманно и ожидать можно всего чего угодно.
Вопреки тому, что на АвтоВАЗе действует антикризисный комитет, автогигант продолжает затягивать в зыбучие пески краха. Не так давно пресс-служба АвтоВАЗа сообщила, что руководство завода намерено сократить 27,6 тысячи человек. В пресс-релизе говорилось, что ряды предприятия покинут 13 тысяч пенсионеров, 5,5 тысячи сотрудников предпенсионного возраста и 9,1 тысячи работников трудоспособного возраста. Кроме того, продажи завода за восемь месяцев этого года упали на 44%, чистый убыток по РСБУ за первое полугодие составил 16,9 миллиарда рублей.
АвтоВАЗу не осталось ничего другого, как снова обратиться за дополнительной господдержкой в размере 30 миллиардов рублей (в этом году государство уже выделяло предприятию 25 миллиардов рублей. – Прим. ред.). Завод попросил правительство предоставить гарантии по кредитам и субсидировать часть причитающейся по ним ставки. В придачу ко всем проблемам 17 октября независимый профсоюз завода «Единство» решил провести митинг http://doroga63.ru/news/236323.html протеста против увольнений.
Федеральные власти же предприняли очередную попытку спасти предприятие. В четверг, 8 октября, на АвтоВАЗ приехал первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. Вместе с ним поддержать моральный дух заводчан прибыли заместитель генерального директора ГК «Ростехнологии» Игорь Завьялов и губернатор Самарской области Владимир Артяков.
Руководство АвтоВАЗа устроило гостям традиционную экскурсию по заводу: делегаты посетили один из цехов механосборочного производства, ознакомились с работой главного конвейера завода, увидели сборку автомобилей LADA KALINA, а также посетили Научно-технический центр, медсанчасть компании и машиностроительный техникум. Естественно, не обошлось и без встречи с ветеранами производства и представителями лояльного профсоюза автозавода. После этого стороны обсудили насущные проблемы предприятия на совещании. Первый вице-премьер поспешил успокоить заводчан и пообещал, что без работы сокращенные сотрудники не останутся.
«На предстоящей неделе нам вместе предстоит разработать программы занятости для тех людей, которые покидают АвтоВАЗ, и нам самым активным образом придется работать до самого нового года вместе с Ростехнологиями и Renault, для того чтобы переходить к окончательным решениям по технологическому перевооружению и модернизации производства на заводе», – сказал господин Шувалов.
Зампред правительства также сообщил, что АвтоВАЗ будет освобожден от непрофильных активов социальной сферы, к примеру, от медсанчасти. По словам Шувалова, всего федеральные власти могут принять на себя 17 объектов социальной инфраструктуры общей стоимостью 1,8 миллиарда рублей.
Глава региона Владимир Артяков, в свою очередь, добавил, что, когда кризис закончится, заводу понадобятся квалифицированные кадры, поэтому их необходимо сохранить. В завершении визита на предприятие Шувалов отметил, что у АвтоВАЗа есть хорошие перспективы, которые реализуются, как только стороны начнут слаженную работу.
Это уже не первый визит представителей правительства на волжский автозавод. 18 мая 2007 года АвтоВАЗ посетил президент России Владимир Путин. Главе государства устроили практически аналогичную экскурсию и дали покататься по испытательному треку на Калине. Тогда же Путин сказал примерно то же, что Шувалов два года спустя.
«Мы можем делать хорошие автомобили с использованием современных технологий. АвтоВАЗ – это крупное предприятие с хорошими перспективами», – заявил президент.
Второй визит Путина на предприятие (уже в качестве премьер-министра) состоялся 30 марта этого года. Экс-президент вновь заверил заводчан, что дела наладятся.
Корреспондент сайта Doroga63.ru обратился к нескольким экспертам за прогнозом дальнейшего будущего АвтоВАЗа. Все специалисты сходятся в одном мнении, что на сегодняшний день судьбу автогиганта предсказать невозможно.
«Я думаю, что завод в прежнем виде существовать уже не будет. Чтобы выйти из кризиса, ему нужно как минимум несколько лет. Но это все гадание на кофейной гуще, сейчас ничего определенного о будущем АвтоВАЗа сказать нельзя», – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
По мнению директора по исследованиям ABARUS Market Research Веры Никольской, АвтоВАЗ всегда будет зависеть от поддержки властей: «Похоже на то, что государство будет продолжать тянуть завод-автогигант, несмотря на все свои строгие заявления о «последних» траншах».