Правительство РФ оплатит большинство долгов АвтоВАЗа. Государство уже одалживало заводу 25 миллиардов рублей со строгим условием, что другой помощи в ближайшие годы автогигант не получит. Выделенных денег тольяттинскому предприятию не хватило, и правительству пришлось пересмотреть свое решение. Вместе с этим власти рассчитывают на поддержку иностранных инвесторов, которым может достаться контрольный пакет акций волжского автозавода.
Три месяца назад, 11 августа, АвтоВАЗ получил 25 миллиардов рублей от правительства России в рамках стабилизации и оздоровления ситуации в российской автомобильной промышленности. Еще раньше премьер-министр Владимир Путин заявил, что кроме этой суммы до 2013 года государство не даст автозаводу ни копейки. АвтоВАЗ направил деньги на погашение кредитов, полученных в Сбербанке РФ и ВТБ (8,04 миллиарда рублей); выплату зарплаты работникам (1,87 миллиарда); исполнение обязательств перед контрагентами (14,02 миллиарда и налоги (0,39 миллиарда). Оставшиеся «копейки» АвтоВАЗ направил на исполнение обязательств по принятым направлениям. Но, как оказалось, предприятию не хватило госпомощи, чтобы самостоятельно преодолеть кризис и избежать сокращений сотрудников.
В середине сентября пресс-служба волжского автогиганта сообщила о намерении руководства АвтоВАЗа сократить 27,6 тысячи человек. В пресс-релизе говорилось, что ряды предприятия покинут 13 тысяч пенсионеров, 5,5 тысячи сотрудников предпенсионного возраста и 9,1 тысячи работников трудоспособного возраста. А 17 октября независимый профсоюз АвтоВАЗа «Единство» потребовал отставки действующего президента Игоря Комарова. Активисты движения заявили об этом на очередном митинге. По мнению членов профсоюза, место управленца должен занять премьер-министр России Владимир Путин.
Экс-президент, конечно, предприятие не возглавил, зато на последнем совещании по экономическим вопросам заявил, что российское правительство в значительной степени возьмет на себя «расчистку» долгового бремени АвтоВАЗа. По словам премьер-министра, всего для спасения завода может потребоваться 55 миллиардов рублей. Из них 38 миллиардов уйдут на покрытие невозвратных долгов предприятия. Еще 12 миллиардов необходимы для обновления модельного ряда с расчетом на длительную перспективу. Примерно пять миллиардов нужно для создания новых рабочих мест для увольняемых с предприятия сотрудников.
При этом правительство ждет и от иностранных инвесторов адекватной программы развития предприятия. На 38 миллиардов бюджетных денег выпустят госбумаги – облигации федерального займа, предназначенные для помощи банкам. В последнее время заголовки многие федеральные СМИ пестрили слухами, что большую часть этих бумаг продадут французскому партнеру АвтоВАЗа – Renault. Правительство позволит это, рассчитывая на дополнительные субсидии.
По всей видимости, журналисты пришли к такому выводу, основываясь на том, что Renault-Nissan уже владеет 25% акций волжского автозавода. Компания купила его в прошлом году за миллиард долларов. К тому же ранее старший вице-президент Рено Кристиан Эстев говорил о том, что французская сторона планирует помочь своему партнеру технологиями и оборудованием, а так же средствами для разработки новых машин в размере 240 миллионов евро.
При участии Renault на АвтоВАЗе планируется разработать пять новых моделей автомобилей, две из которых – Lada. Машины построят с применением технологий Рено. Одновременно с этим завод рассчитывает передать инвестору ряд производств: металлургическое, кузнечное, опытно-промышленное. АвтоВАЗу же останется сборка, сварка и окраска кузовов, производство двигателей и сбытовая сеть. Социальные объекты предприятия, как известно, переходят в собственность государства.
Казалось бы, план спасения завода рассчитан идеально. Тем не менее на прошлой неделе первый вице-премьер России Игорь Шувалов опроверг информацию о продаже АвтоВАЗа французским инвесторам. Да и сами заводчане новость об инвестициях «Рено» относят к разряду слухов.
«Люди много о чем говорят в стенах завода. Есть различные предположения. Важнее сейчас, чтобы выполнили наши требования и спасли людей от увольнений», – считает лидер профсоюза «Единство» Петр Золотарев.
Таким образом, хватит ли государственных денег на этот раз, неизвестно. К слову, для стабилизации ситуации руководство АвтоВАЗа просило 80, а не 55 миллиардов рублей.