Самарцам удалось отстоять коммерческие маршруты, которые дублируют движение автобусов и троллейбусов. Департамент транспорта собирался сократить эти параллельные направления в рамках оптимизации маршрутной сети города, но они оказались востребованы жителями Самары, поэтому ведомство изменило свое решение. Но «газели», перевозящие людей по данным маршрутам, все же заменят на автобусы средней вместимости.
В 2007 году некая столичная фирма по заказу мэрии исследовала пассажиропоток Самары. Как выяснилось по подсчетам московским специалистов, у города было много лишнего транспорта, а именно 20 автобусов, девять трамваев и 39 троллейбусов. Глава департамента транспорта Валерий Графский предложил оптимизировать маршрутную сеть путем отсечения неиспользуемой техники, как это годом ранее сделала санкт-петербургская компания ЗАО «НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры» в Казани. В столице Татарстана практически полностью ликвидировали электрический транспорт, сократили в два раза трамвайные маршруты и провели демонтаж трамвайных рельсов.
Кроме того, в городе избавились от «газелей», заменив их на автобусы. Руководство мэрии не пошло навстречу Валерию Графскому, так как не согласилось с многими пунктами предложенной им программы: например, демонтажем трамвайных путей в центре города или ликвидацией трамвайного депо №1 на Мичурина.
Преемник Графского Андрей Романико решил ограничиться лишь устранением «маршруток» и сокращением дублирующих направлений. Чиновники справедливо рассудили, что раз, к примеру, «газель» №4 на 100 процентов копирует маршрут троллейбуса №4, то она не нужна. До конца года сотрудники департамента планировали избавиться от лишних направлений. Но недавно власти столкнулись с неожиданной проблемой. Восемь дублирующих маршрутов оказались востребованы городским населением.
«Шесть из восьми маршрутов сохранят, и обслуживать пассажиров на этих направлениях будут прежние перевозчики», – сообщила редактору сайта Doroga63 пресс-секретарь управления информации и аналитики департамента транспорта Мария Елуферьева.
Этот факт, впрочем, никак не повлияет на процесс избавлении Самары от «газелей». В одном из интервью самарским СМИ заместитель руководителя транспортного ведомства Сергей Калинин рассказал, что до 2015 года власти приобретут 175 троллейбусов и 207 трамваев. Конечно, самарцам оставят право выбора, на чем им перемещаться по городским улицам, но количество «маршруток» сведут к минимуму.
К тому же «газелям» скоро станет сложно конкурировать с муниципальным транспортом. По новым правилам перевозок, если частники нарушат расписание движения, то контракты с ними будут расторгнуты.
«Общественный и коммерческий транспорт теперь будет объединен в единое расписание. Новые правила были введены в действие в марте этого года. Все перевозки пассажиров по регулярным маршрутам должны осуществляться транспортными средствами по установленному графику. Ранее, по условиям договора с коммерческими перевозчиками, обязательное наличие расписания движения не было предусмотрено в транспортных средствах. Не оговаривалось и его строгое соблюдение на маршрутах», – сказал руководитель департаменты транспорта Андрей Романико в интервью местным СМИ.
Следить за строгим соблюдением расписания поможет ГЛОНАСС.
Наличие этой системы позволяет в режиме онлайн отслеживать маршрут и время движения транспорта с диспетчерского пункта. Такой техникой уже оснащены все городские автобусы и троллейбусы, а теперь ими «вооружают» «газели».
«В настоящее время ведется работа по информированию перевозчиков о соответствии требованиям, прописанным в соответствующем постановлении Правительства РФ. Каждый перевозчик решает сам, где и какой комплект оборудования, по какой цене ему приобретать. Оборудование устанавливается в целях обеспечения национальной безопасности, проведения независимой политики в области спутниковой навигации, повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, а также совершенствования геодезических и кадастровых работ», – сказал Романико.