Министерство образования и науки РФ готовит для кандидатов в водители очередное новшество. С 2011 года все желающие вступить в ряды автомобилистов смогут сдавать экзамены на машинах с автоматической коробкой передач.
Скоро в нашей стране разрешат сдавать экзамены в ГАИ на машинах с автоматической коробкой переключения передач (АКПП). Соответствующую инициативу подготовили в ГИБДД России. С 2010 года все автомобилисты получат право выбора – сдавать на права на машине с «механикой» или же с «автоматом». Формально закон не запрещает делать это и сейчас. Теоретически каждый имеет право проходить обучение и сдавать экзамен в ГИБДД на «автомате», разве что «горку» придется преодолевать все-таки на автомобиле с «механикой». Однако в реальности все это невозможно: в Самаре практически нет учебных машин с автоматической трансмиссией.
«На самом деле это мало что меняет. Выбор-то появится, но сдавать экзамены будет не на чем, так как учебных машин с АКПП в Самаре всего несколько штук. Так что в УГИБДД все равно придется сдавать на права на автомобилях с «механикой», – объясняет заведующая учебной частью самарской автошколы «Автомотоклуб» Лариса Ивашкова.
Новая инициатива Минобразования РФ предполагает иной – дифференцированный – подход к водительскому удостоверению категории B. Как пишет «Российская газета», с 2011 года, если ты сдаешь весь экзамен на «автомате», то получаешь права с соответствующей отметкой, которая дает право управлять только «двухпедальным» авто. Планируется, что в некоторых регионах России такая возможность появится даже раньше установленной даты.
«Официальная информация об изменениях к нам пока не поступала. Но нынешняя программа обучения водителей принята как временная, изначально шла речь о том, что к 2011 году в нее будут вноситься изменения, – сообщил старший госинспектор отдела регистрации авто-, мототранспорта и экзаменационной деятельности УГИБДД по Челябинской области Павел Самойлов. – В этом нововведении есть определенные плюсы: водитель, управляя автомобилем с АКПП, меньше отвлекается на органы управления и больше акцентирует внимание на дорожной обстановке. Но мое личное мнение – все улучшения с учетом современных технологий имеют плохое влияние, человек как водитель деградирует».
У Андрея Николаева, обладающего многолетним опытом работы в автошколе, иное мнение: «Водительские права на управление автомобилем с автоматической коробкой – абсолютно нормальное явление. Если есть дамы, которые в жизни не сядут за руль машины с «механикой» – да им это и не надо – то зачем обучаться на ней? Предложение Министерства образования вполне справедливо, но не стоит торопиться с выводами, оно еще не принято на законодательном уровне».
Действительно, в утвержденные нормативно-правовые документы данное предложение пока не вылилось. Но учитывая энергичность и настойчивость Минобразования РФ в вопросах обучения водителей, скорее всего, в том или ином виде эту инициативу протолкнут. Пока неизвестно, как чиновники от образования намерены поступить с пресловутой «горкой». Может, ее вообще исключат из списка обязательных испытаний? Помимо внесения изменений в образовательную программу, методику приема экзаменов и Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», по всей видимости, потребуется и введение новой статьи в Кодекс об административных правонарушениях. Ведь как-то же надо будет карать водителей, без санкции ГИБДД управляющих авто с механической коробкой.
Еще один интересный момент заключается в том, что нововведение может уменьшить коррупционную в ГИБДД. Ведь ряд экзаменационных упражнений на машине с АКПП действительно выполняются очень просто. Даже «параллельная парковка» станет гораздо проще: автоматические трансмиссии есть только в иномарках, а значит, там есть и гидроусилитель руля, избавляющий кандидата на получение прав от головной боли судорожно крутить с трудом поддающееся рулевое колесо древних отечественных автомобилей. Таким образом, претенденты будут чаще сдавать на права, чем покупать их у «строгих» экзаменаторов.