Глава ДОБДД МВД России Виктор Кирьянов
в свойственной ему веской манере предложил ввести пожизненное лишение прав за езду в нетрезвом виде.
«Ясно, что с пьянкой, с наркотиками надо кончать, – заявил глава ДОБДД МВД РФ Виктор Кирьянов. – Последние законы, которые усилили ответственность за данный вид нарушений, уже дали положительный результат. Количество ДТП с участием пьяных водителей снизилось на 40% с начала реализации этих законов. То есть вот, пожалуйста, закон, вот, пожалуйста, ответ. Нетрезвых водителей стоит наказывать, и пожизненно тоже».
И снова законодательная инициатива основывается на сомнительном наборе фактов. К примеру, о каких 40% говорил Виктор Кирьянов? «Революционное» нововведение – арест за езду в нетрезвом виде без прав – был введен в России в начале 2008 года, и за прошедшие 22 месяца снижение числа «пьяных» аварий с пострадавшими составило 21,2%.
Но дело не только в этом. После первого испуга в 2008 году водители, видимо, свыклись с рисками, и, несмотря на общий тренд, в 2009 году во многих регионах статистика вдруг резко поползла вверх. К примеру, в среднем по Приволжскому федеральному округу число погибших по вине пьяных водителей увеличилось на 20%, и вклад внесли Самарская область (+107,4%), Республика Мордовия (+104,8%), Пермский край (+70,7%), Кировская область (+62,5%). Там биться по «пьяни» стали чаще, чем до введения «жестоких» наказаний!
В результате, имея удобную цифру по всей России, мы наблюдаем абсолютную нечувствительность некоторых регионов к новым запретам. Да и темпы сокращения числа «пьяных» аварий в полтора раза медленнее, чем уменьшение аварийности в целом, поэтому в необходимости жестких мер сомневаться не приходится.
«По моему мнению, если человек выпил и сел за руль один раз, он может сделать это снова. Наша область находится в числе лидеров по дорожно-транспортным происшествиям с участием нетрезвых водителей. Этот вопрос нужно решать на самом высшем уровне и отбирать права у безответственных автомобилистов», – считает начальник отдела пропаганды УГИБДД Самарской области Татьяна Лядина.
Однако возникает вопрос: сработает ли новое ужесточение, если качественно оно не отличается от предыдущего? Лишение прав не лишает человека возможности сесть за руль. Арест избавляет общество от водителя-алкоголика максимум на две недели.
Законодатели, как обычно, занимаются гаданием на кофейной гуще. Они ищут компромисс. С одной стороны, нужно создать видимость неустанного прогресса, с другой стороны – не плодить желтые ленточки. Методы «разработки» новых законов и правил напоминают торг на рынке: сначала запускается информация о «жестоком» варианте (начальная цена), появляется масса недовольных правозащитников и партий (торг), и тогда выпускается более гуманный вариант, который учитывает интересы всех (скидка). Все довольны.
Но в создании законов почему-то не принимают участия узкопрофильные специалисты. За 300 дней по вине пьяных водителей погибло более 1800 человек, и чтобы в следующие 300 дней погибло меньше, нужно тщательно проанализировать объект исследования – пьяного водителя. Что им движет и чего он боится? Есть разные категории нарушителей: одни садятся за руль пьяными, потому что трезвыми почти не бывают, другие наслаждаются правовым нигилизмом, третьи считают пьяную езду показателем мастерства, которое «не пропьешь», четвертые всегда откупятся и так далее.
На форумах многих сайтов автомобильной тематики, включая Doroga63.ru, посетили часто обсуждали идею лишения не прав, а транспортного средства – почему бы и нет? Более того, в 2006 году первый заместитель министра МВД Александр Чекалин заявил, что пора отбирать машины у любителей пьяной езды, и соответствующий законопроект вносили на рассмотрение Госдумы, однако его не приняли. Для этого нужно было вносить изменения в Конституцию, ведь право собственности у нас пока еще никто не отменял. Между тем хранить штрафные машины проще, чем содержать оравы заключенных.
Есть и другая сторона проблемы – коррупция. Сколько не повышай давление в трубопроводе, если он дырявый, на выходе будут капли.
«Лишение прав за езду в пьяном виде приведет просто к повышению взяток. Автомобилистам станет нечего терять, и они будут давать взятки. Так что коррупционерам эта инициатива окажется на руку, – отмечает председатель межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» (КЗПА) Александр Холодов.
Возможно, сработала бы система прогрессивного наказания: первый раз – лишение прав, второй – административный арест, третий – лишение автомобиля на определенный срок, четвертый – уголовная ответственность. Конечно, любой шаг требует тщательного юридического анализа, но для того и существует престижная и высокооплачиваемая профессия законодателя.
В Самарской области за десять месяцев 2009 года по вине пьяных водителей погибли 56 человека (рост на 107,4%), 485 получили ранения (рост на 72,6%). Самое страшное, что от нетрезвого «камикадзе за рулем» не застрахован даже самый внимательный водитель, даже самый осторожный пешеход...