Лицам с «особым статусом» разрешат пить за рулем, а гаишникам – караулить автомобилистов в кустах. Именно такой вывод можно сделать из проекта поправок в документ, который регулирует взаимоотношения сотрудников ГИБДД и водителей. На днях он был опубликован на официальном сайте Госавтоинспекции МВД России.
Гаишники подготовили изменения в Административный регламент по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения. Регламент был принят 2 марта, опубликован в июле, начал действовать в сентябре – и тут же вызвал протесты со стороны прокуратуры и депутатов Госдумы.
«Административный регламент применяется нами в работе с 1 сентября, – комментирует корреспонденту doroga63.ru сотрудник отдела пропаганды УГИБДД ГУВД Артур Гайнанов. – Все сотрудники прошли дополнительное обучение для того, чтобы действовать согласно указанным в нем нормам. Что касается каких-то первых результатов этого, то о них говорить пока рано. Во всяком случае, никаких конфликтных ситуаций, связанных с применением регламента, не возникало. Водители, наоборот, обычно вежливо и с интересом интересуются произошедшими изменениями. Кроме того, как и любой подобный документ, он направлен на помощь нашим работникам и участникам дорожного движения, на то, чтобы отношения между нами были более организованными и упорядоченными, а значит, и менее конфликтными».
Согласно первоначальному варианту документа, с 1 сентября гаишник получал право «скрытно выявлять нарушителей, используя искусственные и естественные преграды» – то есть мог прятаться за машинами, кустами и столбами. Это не понравилось депутатам и правозащитникам.
Кроме того, остановив нетрезвого на вид чиновника или сотрудника прокуратуры, пользующихся иммунитетом, он получал право отстранить их от управления автомобилем и предложить пройти медицинское освидетельствование. В случае отказа руководитель подразделения ГИБДД должен был оперативно связаться с начальством сотрудника прокуратуры (или другого соответствующего ведомства), чтобы те прислали своего представителя для «дальнейших процедурных действий». В защиту своего права быть вне контроля гаишников выступила прокуратура.
В итоге от засад гаишники отказываться не стали, а прокурорам, следователям и судьям ГИБДД будет не указ.
Теперь, поймав нарушителя с пьяным лицом «особого статуса», инспектор имеет право лишь направить рапорт вышестоящему руководству, который затем уйдет в прокуратуру. При этом препятствовать дальнейшему движению нарушителя сотрудник ГИБДД обязан. Но не может. Нельзя: задержать права, забрать ключи, отправить машину на штрафстоянку. Можно в устной форме сделать распоряжение прекратить движение, в смысле – попросить (на коленях?). Или лечь под колеса.
«Фактически в этой ситуации ГИБДД сделать ничего не сможет, – уверен лидер общественного движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. – Пьяный в стельку прокурор вываливается из машины, показывает «корочку» и едет дальше. Жалко, что МВД так прогнулось под прокуратурой. Мы планируем обратится в Конституционный суд, где потребуем отменить некоторые положения, в частности, закона «О прокуратуре». Мы считаем, что все граждане за рулем, независимо от статуса, должны иметь одинаковые права».
Про «засады» в проекте поправок к документу, регулирующему отношения ГИБДД и водителей, сказано не столь однозначно.
В первоначальном варианте значилось, что контроль за дорожным движением может осуществляться как в открытой, так и в скрытой форме, при его осуществлении с применением технических средств могут использоваться естественные и искусственные укрытия.
Теперь же он должен осуществляться таким образом, чтобы патрульный автомобиль был отчетливо виден участникам дорожного движения. Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются. В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудник должен нести службу на освещенных участках дорог, иметь светящийся жезл и световозвращающее снаряжение.
Свежо предание, да есть уловка: «в целях обеспечения контроля за дорожным движением в аварийно-опасных местах, а также в случаях его осуществления с использованием средств фото-, видеофиксации патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети».
Получается, если раньше гаишникам просто разрешали прятаться, то теперь в случае чего придется оговориться, что их укрытие находится в аварийно-опасном месте. Благо, других на наших дорогах-то и нет.
Утвердить бесправие ГИБДД перед пьяницами с «особым статусом» и право гаишников на игру в прятки с водителями должен глава МВД Рашид Нургалиев – после того как документ будет согласован со всеми заинтересованными ведомствами.
Фото: Фото с сайта Naviny.by