Беседа с депутатом Самарской Губернской Думы о гордости за русский автопром, заградительных пошлинах и будущем отечественных марок.
- Насколько россиянин может гордиться теми автомобилями, которые строятся в его стране?
- Вполне может гордиться. Они довольно современные – я говорю в первую очередь о вазовских автомобилях, о последней линейке Priora. Другое дело, что цена на них высоковата. А связано это с тем, что в нее включены, в первую очередь, расходы на «социалку» (турбазы, общежития, детские сады, культуру, спорт), которая еще с незапамятных советских времен висит на автозаводе, и непомерные управленческие расходы – пресловутые вице-президенты в количестве под тридцать человек с гигантскими бонусами. Это две основные составляющие, которые сидят в себестоимости и делают автомобиль дороже. И ему уже сложнее конкурировать с иномарками эконом-класса, которые собираются в России. Как только «социалка» будет с завода сброшена, а управленческие расходы придут к знаменателям, адекватным управленческим задачам, я думаю, автомобили «Лада» будут если не дешевле, то хотя бы обзаведутся фиксированным ценником.
- Кто все-таки ответственен за то, в каком состоянии находится сейчас автопром?
- В первую очередь правительство и менеджмент. Последние восемь лет, когда было хорошо с деньгами, надо было выводить «социалку» с заводов, реструктуризировать все бизнес-процессы на заводах, возможно, даже раздробить гиганты на средние производства, модернизировать производство, создавать заделы по НИОКРу. Но было сделано ничтожно мало! Преступно мало. А самое ужасное, что нет ответственных. Никто таковым не назван, хотя у АвтоВАЗа долги в 70 млрд. рублей. Давайте взглянем на западный опыт: где сейчас те, кто довел тамошние компании до банкротства и гигантских долгов (Мердок, руководство Bank of New York или EON)? У нас же все руководители, которые так или иначе были задействованы в неэффективном управлении автогигантами, на плаву, кто-то даже в Москве, кто-то на повышении. Я беру пример именно ВАЗа. ГАЗ просто убили тем, что завезли Siber. Купили устаревшую американскую линию, где многое, начиная от напряжения электросети, которое требуется для функционирования аппаратуры, и заканчивая резьбами, отличается от российского. И все. Единственным качественным скачком с 1993 года была Chevrolet Niva, которую ВАЗ, к сожалению, не смог выпускать самостоятельно. Chevy Niva, я считаю — самый яркий отечественный прорыв за последние пятнадцать лет.
- И какие пути выхода из всего этого вам видятся?
- Во-первых, привлечь всех виновных, тех людей, которые довели отечественные автозаводы до таких долгов. Второе – заморозить долги. Не гасить их за счет налогоплательщиков, а заморозить. Потому что, если мы снова будем гасить их всем миром, то это опять приведет к пониманию безнаказанности менеджмента. Вроде как если тем простили 70 миллиардов, то и нам можно поэкспериментировать, все равно же вся страна помогает. Третье, нужно запустить на АвтоВАЗ новую команду независимых от государства отечественных управленцев. Не аффилированных правительству или госкорпорациям, а именно частных менеджеров с надлежащим опытом.
- Кто бы это мог быть?
- Мне вспоминается, как в свое время поднимали ИЖ. Я был близок к тому, чтобы купить ИЖ, грамотный маркетинг и цена меня заставили думать на эту тему. И таких людей было десятки тысяч. Возможно, имеет смысл пригласить специалистов оттуда. И, возможно, идти по пути совместных предприятий, то есть собирать автомобили на нашем производстве совместно с какими-либо западными компаниями, привлекая западные технологии. Опыт участия Renault-Nissan — тупиковый, потому что у них всего 25% плюс одна акция. В производство и в НИОКР они не вкладывают, технологиями не делятся, только лишь осуществляют роль наблюдателей. Я не удивлюсь, если их негласная корпоративная задача разительно отличается от задачи по подъему российского завода. Если привлекать иностранцев, то нужно работать с ними на четких условиях: ваши технологии, наши рабочие руки и производственные площадки. И создавать какой-то совместный автомобиль вроде Chevrolet Niva.
- А что думаете насчет заградительных пошлин?
- Заградительные пошлины эффективны именно в кризисное время. Тогда, когда рынок активно развивается, они, на мой взгляд, не актуальны, потому что не создают для отечественного автопрома конкурентной среды, и, как следствие, приводят к гигантским долгам и отсутствию заделов по новым моделям. Сегодня пошлины надо сохранить, но как только рынок начнет развиваться, их нужно снижать. У человека должен быть выбор. Патриотизм патриотизмом, но он должен иметь возможность, как и любой житель развитой страны, купить качественный автомобиль за адекватные деньги. Если он будет отечественным — слава богу.
- А есть ли что-либо, что могли бы предпринять непосредственно граждане, чтобы это имело какой-то эффект?
- Они уже и так делают многое — просто не покупают. Своим кошельком высказывают отношение ко всем процессам. Несмотря на государственную компенсацию процентной ставки, что само по себе интересно. Это, пожалуй, единственное решение за последнее время, которое именно стимулирует спрос и развитие, в том числе ВАЗа. Также довольно эффективный способ проявить свою гражданскую позицию — Интернет, блогосфера, потому что это наиболее свободная сфера, можно писать и говорить что хочешь. В Кремле и в Доме Правительства на все это смотрят и меряют градус, настроение в обществе. Вырабатывают решения с оглядкой на общественное мнение. Думаю, что создание какого-то позитивного Интернет-движения в этой области было бы эффективным, и я готов его поддержать в своем блоге.
- А как вы относитесь к возможности развивать или создавать другие, новые отечественные автомобильные марки и бренды?
- Очень эффективная политика. Отыскивать «кулибиных» и помогать малому и среднему бизнесу, разрабатывать и запускать новые модели. Здесь государство могло бы помочь госгарантиями по кредитам. Это интересно, но не массово. Сравниться в Авто-ВАЗом не может никто. И не сможет в ближайшие годы.