Европейский опыт начинает все шире применяться в суровых российских условиях. На этот раз в нашей стране внедряются так называемые алкозамки – приборы, которые не позволят завести двигатель, пока водитель не дунет в трубочку и не докажет электронике, что трезв. Проект внедряется пока только на общественном транспорте и только в двух регионах, но лиха беда начало.
Идею перенять зарубежный опыт подал Союз автостраховщиков. Основой для проекта стал уже 10 лет действующий в Швеции закон об использовании алкозамков. Поскольку такие технические ухищрения для нашей страны пока в новинку, в Швецию была отправлена делегация из страховщиков и представителей ГИБДД. Делегатам предстояло не только изучить опыт применения алкозамков, но и выбрать наиболее подходящие модели.
Пьяные водители в свое время стали в Швеции каким-то национальным бедствием. За год в стране, где все население составляет всего-навсего девять миллионов человек, водительских удостоверений лишаются порядка шести тысяч водителей только по причине нетрезвого состояния.
Но власти Швеции не стали вводить обязательную установку чуда техники: пока алкозамки обязательны для установки на машинах, принадлежащих автопредприятиям, особенно, если последние работают по заказам муниципалитетов. В равной степени это касается и общественного транспорта, и спецтехники. Даже службы такси ради собственной безопасности предпочитают установить алкозамки. У обычных водителей также есть возможность почувствовать себя под защитой умного прибора: достаточно раз попасться с повышенным содержанием алкоголя. На выбор два варианта: либо лишение, либо добровольно-принудительное участие в программе по установке алкозамков, но окончательное решение в любом случае остается за специальной комиссией.
В России в качестве опытных регионов для пилотного проекта были выбраны Московская область и Татарстан. Проект будет внедряться при поддержке местных властей: первым делом алкозамки будут установлены на пассажирский транспорт, в особенности на автобусы, следующие междугородними рейсами, а также школьные автобусы. Дело в том, что в отдаленных районах, где в основном и используется транспорт для перевозки детей в школы, не всегда есть возможность перед рейсом проверить водителя на трезвость. А после установки алкозамка эта обязанность будет возложена на технику.
«Боюсь, что это лишь подстегнет коррупционеров и мошенников, – считает программист Андрей Скворцов. – Я уверен, что зачастую эти алкозамки будут существовать только на бумаге, либо наши водители найдут способ их взломать. Любая электроника работает со служебными кодами – подобрать их – дело нехитрое. К тому же, точно так же, как сейчас Интернет пестрит объявлениями типа «читай чужие эсэмэски», точно также будет уйма рекламы в духе «секретные коды к алкозамкам».