АвтоВАЗ распродает свое имущество через Интернет. Сотрудники волжского автогиганта разработали специальный сайт, где все желающие могут приобрести непрофильные активы компании, такие как, например, ветеринарная лечебница или теплые и холодные склады. Таким образом завод пытается избавиться от лишнего груза и выйти из тяжелого положения.
Волжский автозавод продолжает свою борьбу с финансовым кризисом. С 1 января 2010 года федеральные власти начнут финансировать 17 социальных объектов АвтоВАЗа, в числе которых медсанчасть и профилактории. На эти цели государство потратит два миллиарда рублей. Денежные средства предусмотрены в федеральном бюджете в размере 100% на 2010 год. При формировании бюджетных обязательств на 2011 и 2012 годы эта будет сумма понижаться. В 2011 она составит уже 50% от суммы 2010 года, и затем 25%. А после 2012 года ответственность за материальное обеспечение соцобъектов АвтоВАЗа полностью должна взять на себя мэрия Тольятти.
Параллельно с этим на заводе решили избавиться от «балласта». Волжский автозавод приступил к распродаже непрофильных активов, недвижимости и долей компании, которые можно будет приобрести на виртуальных аукционах. На данный момент предприятие планирует продать 405 наименований. Купить эти объекты можно на специальном сайте Group.avtovaz.ru, разработанном сотрудниками завода под руководством вице-президента по корпоративному управлению АвтоВАЗа Полины Гришиной. Посетители могут посмотреть и приобрести недвижимость, снять помещение в аренду, купить акции и доли дочерних и зависимых обществ автозавода. Вниманию покупателей предоставлен полный перечень дочерних и зависимых обществ и подробные сведения о каждом из них. Выбрав интересующий объект, можно увидеть его фотографию, полную информацию, заполнить заявку и принять участие в аукционе, срок проведения которого также указан на сайте, а также подать заявку на приобретение оборудования.
Например, на портале можно купить стол с оснасткой за 781 рубль или снегоход «Циклон» за 78 тысяч рублей. Самый дорогой лот – автоматическая линия. Она стоит почти 90 миллионов рублей. Кроме этого, на сайте продаются пять объектов недвижимости в Тольятти. Среди них два склада – холодный и теплый, участковая ветеринарная лечебница и навес под картофель. Заявки оформляются до 20 января следующего года.
Акции дочерних компаний, которых у автопроизводителя всего 253, можно также приобрести через сайт. Но пока в разделах «Продажа акций, долей» и «Сдача в аренду» предложений нет. В будущем представители компании планируют размещать по 3-5 объектов еженедельно.
Распродажа имущества и долей в зависимых компаниях ведется в рамках реформирования ОАО «АвтоВАЗ». Ранее президент компании Игорь Комаров заявлял, что предприятие переходит к новой системе корпоративного управления. По словам управленца, через пять лет должно появиться совершенного новое предприятие. Правда, работники завода в этом не уверены и считают распродажу непрофильных активов неправильной.
«Сейчас кризис, все подешевело, даже квартиры. И эти активы и объекты АвтоВАЗа сейчас можно скупить за копейки. Руководство завода распродает все ненужное имущество. А вот когда оно понадобится в будущем, его придется покупать втридорога», – сказал лидер независимого профсоюза предприятия «Единство» Петр Золотарев.
Иное мнение сложилось у активистов официального профсоюза АвтоВАЗа, которые меры руководства поддерживают и считают необходимыми.
«Это правильный шаг. Эти объекты и активы не используются, а затраты на них идут. На мой взгляд, это как-то нелогично. Конечно, все понимают, что сейчас кризис, и цены занижены, но избавляться от этих объектов нужно. К тому же продаются только те активы, у которых вряд ли понадобятся в будущем. А перспективные объекты на продажу никто не выставляет. Конечно, сейчас главная задача поставлена перед экономистами и бухгалтерами, которые должны сказать свое слово и не продешевить», – сказал заместитель председателя профсоюза работников АвтоВАЗа Сергей Зайцев.
По словам правозащитника заводчан, неугодные автогиганту активы, вероятнее всего, заинтересуют участников малого и среднего бизнеса.