Тольяттинскому АвтоВАЗу исполняется 40 лет. День рождения завод встретит в не лучшем состоянии – прошлый год оказался для предприятия самым провальным. Руководство завода рассчитывает на удачу в новом году и планирует значительно увеличить объемы производства автомобилей. Но оптимизм дирекции предприятия разделяют не все.
Весной, 19 апреля, исполнится ровно 40 лет с тех пор, как с с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей «ВАЗ-2101 «Жигули». Надо сказать, что завод встретит юбилей не в самой лучшей форме. Прошлый, 2009 год, оказался для завода самым неудачным за всю историю предприятия. Продажи упали почти вдвое, до 349,5 тысячи автомобилей, а сам завод находился в шаге от банкротства. Ситуация становилась все хуже к концу года. В ноябре АвтоВАЗ установил своеобразный антирекорд по продажам – автомобилисты купили около 23,9 тысячи «железный коней», что является минимальным количеством в истории завода. Правда, в декабре заводу удалось продать около 27,8 тысячи автомобилей и не много улучшить свое положение.
Самое удивительное в том, что, вопреки всем показателям, доля волжского автозавода на российском рынке в прошлом году росла. За первые 11 месяцев 2009-го АвтоВАЗ занял 24% рынка против 21,8% за аналогичный период прошлого года. А в десятке самых продаваемых в России моделей оказались пять вазовских легковушек. В 2009 году в ОАО «АвтоВАЗ» изготовлено 294 737 автомобилей Lada (в том числе для экспорта – 34 756 автомобилей всех семейств Lada). Также выпущено 43 047 сборочных комплектов. Лидером по объему производства стало семейство Lada Priora: изготовлено более 91 тысячи этих автомобилей, сообщает пресс-служба Волжского автогиганта. За 2009 год продано 99,5 тысячи автомобилей Lada Priora, 90,4 тысячи Lada Samara, 67,2 тысячи Lada 2105/2107, 60,7 тысячи Lada Kalina и 26,7 тысячи Lada 4X4.
Плюс в ушедшем году АвтоВАЗ выпустил на рынок две новых модели и ряд новых модификаций и комплектаций автомобилей Lada. Семейство Lada Priora дополнили автомобилем с кузовом «универсал». В семействе Lada Kalina появилась самая энерговооруженная версия – мелкосерийная Lada Kalina Sport 1.6, оснащенная 1,6-литровым 16-клапанным мотором мощностью 98 лошадиных сил. Также в конце 2009 года АвтоВАЗ выпустил первую партию серийных Lada Kalina с аналогичным мотором. А автомобили семейства Lada 4х4 прошли модернизацию, которая существенно улучшила ходовые качества.
Новый год заводчане начали с реконструкции производства. За новогодние каникулы на предприятии выполнили около 13 тысяч ремонтных и профилактических работ и запустили модернизацию первой линии главного конвейера, на которой впоследствии должна быть организована сборка моделей по совместным проектам АвтоВАЗа и альянса Renault-Nissan. Сборку машин Lada Samara вместе с автомобилями классической компоновки перенесли на вторую линию конвейера. В прессовом производстве продолжался монтаж новой линии японской фирмы Komatsu. Эта линия, состоящая из пяти прессов, предназначена для изготовления крупных кузовных деталей автомобилей Lada. В первую очередь будут освоены элементы моделей семейств Kalina и Priora.
Руководство АвтоВАЗа тем временем составило предварительный план по выпуску автомобилей в этом году. На заводе планируется изготовить почти пол миллиона «железных коней», из которых 40 тысяч машин для на экспорта. План на январь составляет 15,3 тысячи автомобилей. Также в 2010 году планируется изготовить около 51 тысячи сборочных комплектов.
«Такие задачи действительно поставлены, и на заводе предпринимаются все меры по их реализации. И руководство, и рабочие делают все для функционирования предприятия», – сказал член совета директоров Борис Полянин.
К примеру, предприятию удалось справиться с одной из своих главных проблем – затовариванием складов. Напомним, что к началу 2009-го на площадках дилеров и самого завода скопилось более 100 тысяч автомобилей, которые не смогли распродать даже к концу года. Сейчас на АвтоВАЗе уверяют, что складские запасы не превышают 60 тысяч машин. Так что в будущее дирекция завода смотрит с оптимизмом, который, тем не менее, разделяют не все сотрудники предприятия.
«Мне трудно прогнозировать, что будет дальше. Сегодня работа на заводе идет весьма сумбурно. На данный момент я не представляю, как на заводе собираются изготовить запланированный объем автомобилей, - говорит лидер независимого профсоюза АвтоВАЗа «Единство» Петр Золотарев. - Я сейчас не могу сказать, какие меры необходимо предпринять для повышения уровня продаж, но могу привести пример из прошлого. Когда. еще при прошлом руководители Борисе Алешине спрос на Калину начал падать, модель удешевили и уменьшили объем производства. И спрос начал расти. Так что все в руках руководства».