В Госдуме рассматривается законопроект, обязывающий помечать все новые иномарки, ввозимые более чем на полгода, новой противоугонной маркировкой. Стоимость услуги составит от трех до пяти тысяч рублей, хотя по замыслу авторов в массовом масштабе цена может снизиться до 30 $ (около тысячи рублей).
Новая маркировка, названная в законопроекте «акцизной маркой, которая свидетельствует о прохождении таможенного контроля», – не что иное как запатентованная австралийская технология нанесения на автомобиль защитной информации Data Dot. С помощью специального состава на кузов, двигатель и подвеску автомобиля наносится уникальный PIN-код, невидимый глазу. Код попадает в базу данных, совмещенную с базой ГИБДД. Основное преимущество такого способа маркировки в том, что ее нельзя перебить или уничтожить, как номера двигателей или кузовов. Маркировка видима только в ультрафиолетовом свете с помощью специального оборудования.
Основной целью является снижение количества угонов иномарок. Проект обязывает проходить процедуру на таможне в обязательном порядке, иначе после ввоза автомобиля на территорию России владелец не сможет ни поставить машину на учет, ни пройти техосмотр, ни с чистой совестью проехать мимо поста ДПС. Но почему забота об автомобилистах принимает приказные формы, и почему не предоставляется выбор среди альтернативных маркировочных систем?
Насчет действенности противоугонных маркировок сомнений в общем-то нет. Это подтверждает и сотрудник ГИБДД Андрей Смирнов: «Статистики как таковой нет, но могу сказать, что автовладельцы, которые установили на свой автомобиль дополнительную маркировку, за последние два-три года не подавали заявлений по факту угона автомобиля. Да и опознавательные знаки-наклейки на промаркированных машинах становятся средством профилактики хищений транспортных средств».
Стоимость предложенной маркировки (три-пять тысяч рублей) не является минимальной, а технологии нанесения – уникальными. Специалист по маркировке Андрей Родионов привел среднюю цену на услуги установки стандартного пакета дополнительной «защиты» («помечаются» порядка 90 деталей) – она составила в среднем 2500 рублей. Отличия в технологиях, конечно есть, но светящийся в ультрафиолете состав – не открытие, и уже успешно используется в дополнительных средствах защиты автомобиля.
Кроме того, по законопроекту PIN-код – это индивидуальная информация, зарегистрированная на конкретного владельца автомобиля. Как быть в случае продажи авто по запчастям? Вопрос решается просто – секретные метки, занесенные в базу данных ГИБДД, несут сведения непосредственно о самом транспортном средстве, а не о владельце. Как будет вестись учет перепродажи запчастей, промаркированных с помощью Data Dot, пока непонятно...
Такой же загадкой даже для самих разработчиков законопроекта остается вопрос: «Кто будет платить за удовольствие?» Определенные надежды возлагаются на страховые компании, которым может быть выгодно снижение числа угонов.
Заставить страховщиков проводить маркировку за свой счет нельзя, ведь это противоречит ГК РФ, по которому сделать какую-то услугу обязательной невозможно. При ввозе новых иномарок на таможне, возможно, услуга будет оплачена импортерами, но ведь и они не будут заниматься благотворительностью и затраченную сумму заложат в цену иномарок. Как ни крути, захочешь купить авто зарубежной сборки, придется оплатить «акциз».
Маркировка вызвала бы меньше скепсиса, если бы владельцам новеньких иномарок предоставили бонусы страховые компании. Получив значительную скидку по риску «угон» при круговом страховании, автовладельцы, возможно, и сами бы выстроились в очередь на процедуру. Прокомментировал возможность такого подхода автолюбитель Сергей Кокорин: «Стоимость риска "угон" составляет 1-2% от стоимости автомобиля. Вдвое снижает стоимость данного риска наличие спутниковой противоугонной системы, маркировка же требует определенного оборудования для её обнаружения, поэтому снижение затрат по риску "угон" с помощью маркировки возможно на 10-30%, то есть вместо 1-2% этот риск обойдется в 0,9-1,5% от стоимости автомобиля».
Как видим, маркировка даст всего лишь полпроцента преимущества и вряд ли станет панацеей.
В целом законопроект о маркировке очень похож на попытку собрать очередную пошлину с автовладельцев, которые и без того уже устали от новостей о нескончаемых повышениях налогов, пошлин и тарифов. Пока маркировка остается делом добровольным, но к 2012 году в планах стоит именно обязательная поголовная процедура сбора таможенной пошлины.