Глава МВД России Рашид Нургалиев подписал приказ о новых критериях оценки работы сотрудников милиции. Документ, по мнению министра внутренних дел, отменяет пресловутую «палочную систему» и вводит новаторские методы контроля деятельности органов внутренних дел. Изменения не обошли стороной и работу Госавтоинспекции. На радость многим водителям уходит в прошлое отчетность по количеству составленных инспекторами протоколов. Но так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?
Ряд показателей работы ГИБДД остается без изменений. Руководителям Госавтоинспекций всех уровней по-прежнему придется отчитываться за количество ДТП с пострадавшими и погибших в них людей, а также подсчитывать травмированных детей и ДТП, произошедшие по вине водителей-новичков.
Самым заметным и дискуссионным изменением стала отмена такого критерия оценки работы ГИБДД, как количество протоколов, составленных на нарушителей.
«Мне кажется, оценивать чью-либо работу по промежуточному результату нерационально, – говорит владелец Lexus GS Антон Быков. – Количество выписанных протоколов – это сугубо технический момент, который напрямую на безопасность не влияет. Я считаю, что зарплаты и карьеры сотрудников ГИБДД должны стоять в прямой зависимости от количества ДТП и пробок на их участках, а также от динамики их изменения. Чтобы инспектор был кровно заинтересован использовать всю свою власть именно для улучшения ситуации на дорогах и только так мог улучшить свое материальное положение. Погиб человек на вверенном участке – считай, работал без зарплаты».
«С одной стороны, дэпээсники наконец-то прекратят сочинять нарушения и организовывать подставы для выполнения плана. Но с другой – с отменой подсчета протоколов исчезает способ заставить их работать, – рассуждает владелец Opel Astra Евгений Луценко. – Если протоколы с инспекторов никто требовать не будет, то чем они, спрашивается, на дороге будут заниматься? Полагаю, что трясти с водителей “бабки”».
Во избежание роста коррупции некоторые водители высказывают предложение организовать дополнительную систему проверок инспекторов, которые, впрочем, по словам заместителя начальника УГИБДД Самарской области Виктора Митника, итак проводятся в большом объеме.
Вызывает интерес еще одно прелюбопытнейшее нововведение. Теперь отдельной строкой оценки работы инспекторов стоит качество подготовки административных материалов. Индикатором этого показателя выступает доля постановлений о прекращении дел об административных правонарушениях, полученных из суда.
С введением оценки качества руководители Госавтоинспекции должны начать сурово карать инспекторов, чьи протоколы «завернули» в суде, что теоретически должно привести к повышению качества документов. Правда, по каждому постановлению о прекращении дела, опять-таки проводится служебная проверка, цель которой – выяснить причину такого результата. Если виноват инспектор, то применяются традиционные дисциплинарные взыскания: выговор, «строгач», «неполное служебное» (со всеми полагающимися материальными вычетами).
Самым новаторским критерием в оценке работы органов МВД стал учет общественного мнения. Согласно новому приказу, некие вневедомственные социологические источники (пока не конкретизируется, какие именно) будут оценивать удовлетворенность граждан работой органов внутренних дел. Пока неясно, будут ли эти исследования проводиться отдельно для каждого региона или выборочно для составления общероссийской социологической статистики. Но применительно к работе Госавтоинспекции социологический подход вызывает сомнения. По данным ГИБДД, в прошлом году инспекторы Южного Урала привлекли к ответственности за дорожные правонарушения более 1 миллиона 200 тысяч человек. Интересно, многие ли из этого миллиона в каком-нибудь анкетном опросе смогут положительно оценить работу Госавтоинспекции?
Итак, реформа МВД началась с введения новых критериев оценки. Рашид Нургалиев предпринял попытку уйти от так называемых планов. Но не покидает ощущение, что стремление соответствовать утвержденным показателям превратится в очередную погоню, только уже за новыми «палками».