Настоящие мужчины делают make-up. Не спешите морщиться, это не метросексуальные россказни. Если вы любите свою дорогую и ненаглядную (речь о машине, разумеется), вы обязаны наносить макияж. Ей. В смысле, полировку.
Надо ли?
Надо, Федя! Это можно сравнить с дорогими часами. Вроде и без них можно прожить, но, вроде как, лучше уж с ними. От полировки пользы даже больше. Во-первых, полировка делает автомобиль красивым: он сверкает как новенький. Во-вторых, лакокрасочное покрытие на некоторое время защищено от химических солей, реагентов, солнечного света, продуктов птичьей жизнедеятельности, продуктов жизнедеятельности лип и последствий просто деятельности дорожных рабочих (битум и мелкие камешки). К тому же мойки ваш верный отполированный друг будет переносить без последствий, в отличие от друга неотполированного: даже бесконтактное мытье кузова отражается на состоянии ЛКП. В общем, с полировкой однозначно лучше, чем без.
Виды
По-большому счету, все виды полировок можно разделить на две группы: защитную и восстановительную. Если специальный состав наносится на кузов для того, чтобы уберечь лак от чего-либо липкого, въедающегося или царапающего, значит защитная. А если все вышеперечисленное уже оставило след, который нужно удалить, значит восстановительная. Часто наносится сначала восстановительная, а после защитная полировка.
Восстановление ЛКП происходит по следующей схеме. Сначала пастой, содержащей абразивные вещества, снимают поверхностный слой лака (5-8 микрон). Если потертости, следы от битума или чего-то еще или матовые участки после этого остались, их локально затирают мелкозернистой шкуркой. После поверхность тщательно очищается, наносится защитный слой. Результат - машина снова блестит, а хозяин радуется.
Защитная полировка наносится по похожей схеме. Пасты для такого процесса или не содержат абразива, или он очень мелкозернистый. Задача первого этапа — очистить поверхность от пятен, жира, битума и тому подобного. Далее наносится непосредственно защитный слой. Химики столько всего напридумывали, что однозначно сказать, какой состав выбрать — сложно. Кому-то по душе традиционные восковые пасты, кто-то предпочитает состав с эпоксидными смолами, есть полировки на основе жидкого стекла, есть тефлоновые, а самое свежее веяние — нанополировки. Восковой обработки, по заверениям полировщиков, хватает на 2 сезона, нанополировки — где-то на 12 месяцев, а «жидкого стекла» - якобы на три года.
Нюансы
Один из самых насущных вопросов у человека, решившего отполировать автомобиль: делать это самому или воспользоваться услугами сторонних лиц. Плюс первого варианта очевиден — существенная экономия денег. Да и мужское эго не в накладе: это я, сам, отполировал!
Очевидное преимущество второго пути — не нужно тратить свое время и думать о каких-либо нюансах, которых в деле полировки не так уж и мало. Отдали деньги, получите, распишитесь.
Во-первых, нужно точно знать, какие пасты, в какой последовательности и как применять. Значение имеет и то, с какой скоростью крутится диск полировальной машинки, причем количество оборотов может варьироваться в зависимости от того, какая деталь обрабатывается, какой это этап полировки и насколько агрессивен наносимый состав. Если передержать полировальный аппарат на одном месте, он может протереть ЛКП до металла. В помещении не должно быть слишком жарко или слишком холодно, кузов автомобиля при прикосновении должен ощущаться прохладным. Естественно, пыль при такой процедуре противопоказана. Необходимо учитывать и марку машины - в зависимости от жесткости лака, который нанесен производителем на заводе, нужно подобрать пасту с соответствующим составом и правильную скорость машинки...
С другой стороны, если полировка не абразивная и не высокотехнологичная, а, скажем, восковая, намазать состав на кузов не составит особого труда, главное, чтобы полироль была качественной, а поверхность — чистой. Такая работа не избавит вас от тех царапин или дефектов, что поглубже, но создаст блеск и защитный водоотталкивающий слой.
Затраты
Сначала рассчитаем стоимость работ при подходе «сделай сам». Для качественной полировки понадобятся: а) профессиональная полировочная машинка; б) как минимум два полировальных круга (для грубой и мягкой полировки); в) специальные салфетки (или мягкая хлопчатобумажная ткань); г) полировальный состав. Пункт (а) стоит от 1,5 до 18-20 тыс. рублей. Цена варьируется в зависимости от бренда, мощности, веса, качества сборки, размера и другого. Опытные полировщики рекомендуют брать не слишком тяжелые аппараты (около 2,5—3 кг) с регулятором скорости оборотов в минуту и компенсатором (при прижимании к поверхности у машинок без компенсатора скорость вращения падает, у техники с оным — остается постоянной), такие, которые удобно держать в руках. Стоимость полировальных кругов — порядка 150-500 рублей за штуку (значение имеют диаметр, материал, производитель). Мягкую х/б ткань можно найти и дома, а вот к выбору составов следует отнестись не менее щепетильно, чем к покупке полировальной машинки. Чтобы не делать рекламу той или иной марке, скажем, что основные производители паст базируются в США, Великобритании, Германии и Швеции. Упаковка объемом 300-1000 мл может стоить в районе 400-2000 рублей. Итого, если брать в расчет цикл «восстановление плюс защита», получится 2600-26000 рублей. Основную долю в этих цифрах формируют полировальные машинки, которые нужно покупать только один раз. Если допустить, что одного полировального аппарата хватит хотя бы на десять полировок, получится, что себестоимость одной «домашней» полировки находится в диапазоне 400-4000 рублей. Основательная обработка поверхностей займет порядка 8-10 часов.
Если подход «сделай сам» претит жизненной философии, социальному положению или чему-либо еще, можно вручить автомобиль специалистам. Мы обзвонили несколько самарских компаний, занимающихся полировкой, и узнали, сколько будет стоить полировка современной машины класса С. Обработка кузова тефлоном — 1500 рублей, эффект сохраняется до полугода. Нанообработка облегчит бумажник уже на 5000 рублей, но и хватит ее на 12 месяцев. В одной из организаций предложили «жидкий пластик». Удовольствие, как оказалось, недешевое: 12-13,5 тыс. рублей. Однако вместе с ценой компания дает 3-летнюю гарантию на такое покрытие, плюс в работу включена цена за восстановительную полировку. Работы по нанесению «жидкого пластика» длятся примерно 10-12 часов.
Если говорить о комплексной полировке «восстановление плюс защита», то разные фирмы за свои услуги называют порой совсем разные цены. Например, на фирменном сервисе одного из дилерских центров восстановить ЛКП всего кузова стоит 3700 рублей, а покрыть потом его нановеществом — еще 8000 сверху. Работы займут день, а эффект сохранится где-то на полгода. В другой компании в цену 5050 рублей включена восстановительная полировка и нанесение защитного тефлонового слоя. А восстановление плюс последующая нанообработка стоят около 9900 рублей. Те же работы, но с нанесением вместо нанопасты состава на эпоксидных смолах — 6320 рублей за кузов. Все цены выяснялись, напомним, на автомобиль класса С (Ford Focus, Toyota Corolla, Opel Astra, Renault Megane, VW Golf, Mitsubishi Lancer, Honda Civic и т.п..), соответственно, машину большего размера заполировать дороже, меньшего — дешевле.
Проверка
Чтобы узнать, насколько качественно вам заполировали авто, можно просто полить его водой и посмотреть, что будет дальше. Если работа сделана правильно, жидкость собирается в крупные капли и свободно стекает с кузова. Соответственно, на таком лакокрасочном покрытии не задержатся ни дождь, ни растаявший снег с примесями грязи, соли и всяческих реагентов.
Если «эффект каплеобразования» начал пропадать, значит, пора вносить в ежедневник следующую полировку. Состояние лака следует проверять регулярно, причем не только визуально, но и на ощупь: проводя по кузову рукой, порой можно заметить то, чего глаза не увидели.
Альтернатива
Основные функции полировки — делать автомобиль красивым и защищать от воздействий внешней среды. Среди других средств с похожими свойствами — специальные защитные пленки. Это прозрачный и прочный полимер, который наносится на кузов. По заверениям установщиков, пленки хватает на 5-7 лет, она не вступает в реакцию с лаком, не мутнеет и хорошо предохраняет от царапин и прочих проблем. По истечении срока «годности» она просто снимается без каких-либо последствий. Штука, вроде, хорошая, но цены кусаются. Так, обклеить ту же иномарку гольф-класса в самых проблемных местах (передний и задний бамперы, капот, крылья, фары, зеркала, поверхности под дверными ручками) в одном сервисе стоит 17000 рублей, в другом — 17400. Если говорить об обработке всего кузова, в чеке будет стоять цифра порядка 50000 рублей...
Итого
В общем, полировка однозначно вещь хорошая и делать ее стоит. А как: своими руками или с помощью наемной силы, решать вам. Есть ли у вас соответствующий опыт и оборудование? Есть ли это у них? А может, чтобы забыть о полировке надолго, «закатать» автомобиль в «жидкий пластик» или защитную пленку? Основополагающие факторы, как всегда, — бюджет и желание.