Чем хорош автомобиль? Простой вопрос! Комфортом передвижения и роскошью владения. Однако пока владельцу машины комфортно внутри, снаружи при движении его могут подстерегать неприятности. С ними лучше не сталкиваться. Но если столкнулись, стоит знать, как себя вести и что делать.
Это что за остановка?
У государства есть служба, которая призвана следить за порядком на дорогах. Она называется ГИБДД и должна, словно антитела, вылавливать вирусы, мешающие нормальному движению. Но, к сожалению, в отдельных случаях бывает так, что эта служба сама превращается в вирус.
Чтобы бороться с ним, стоит помнить, что помимо обязанностей у водителя на дороге есть и права. Не те, которые хранятся в пластиковом кармашке, а которые зафиксированы в законодательстве. Начнём с того, что инспектор ДПС не имеет права останавливать водителя в любом месте без причины.
«Обязанность водителя останавливаться везде, но обязанность инспектора ГИБДД вне стационарных постов останавливать только за правонарушение», - говорит Олег Пигусов, руководитель представительства «Автоюрист» в Самаре.
То есть в городе водителя могут останавливать, только если он нарушил правила дорожного движения. Дополнительные причины, по которым инспектор может остановить водителя, изложены в пункте 13.7 наставлений по работе ДПС ГИБДД МВД РФ. По этому документу, который регламентирует деятельность инспекторов, основания для остановки могут быть следующие:
- если водитель причастен к ДТП или стал его свидетелем;
- если машина находится в розыске;
- если движения дальше нет;
- если нужно оказать помощь другим участникам дорожного движения или милиции.
Так что если водителя остановили, то стоит запомнить причину остановки, которую озвучил инспектор.
Итак, остановившись, водитель выполнил своё обязательство. Теперь нужно следить за тем, выполнит ли инспектор свои.
Стоит напомнить, что водителю совершенно не обязательно покидать машину. В США за выход из транспортного средства после остановки инспектором служители закона вообще могут открыть огонь. В российском законодательстве нигде не прописано, что водитель обязан покинуть транспортное средство сразу после остановки. Можно подождать, пока инспектор подойдёт и четким голосом сообщит должность, звание и фамилию.
Если причина остановки водителю не понятна, как бы он ни спешил, юристы рекомендуют общаться с представителем закона в корректной и деловой форме. Не накаляя атмосферу стоит вежливо отстаивать свою позицию и ждать такой же вежливости от сотрудника ДПС.
«В Наставлении по работе ДПС прописано, что инспектор должен давать разъяснения нарушителю о неправомерности его действий без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования ПДД и другие нормативные акты», - говорит Олег Пигусов.
Если взгляд водителя на происшествие не совпадает с мнением инспектора, не стоит бояться составлять протокол.
Не так страшен протокол...
... как страшна подпись под ним. Если водитель расписывается в протоколе, не делая никаких пометок, он согласен со всем, что там изложено.
При подписании протокола юристы советую предпринять вот такие действия.
В графе «Объяснение нарушителя» зачеркнуть второе слово и написать вместо него «водителя». Тем самым вы официально дадите понять, что не согласны с предъявленным обвинением и не считаете себя правонарушителем.
Ещё в этой графе стоит написать: «ПДД не нарушал». Никаких других объяснений и информации предоставлять не надо! Исключение составляют такие записи, как «Права не разъяснены», «Обстоятельства дела инспектору не известны, так как останавливал другой инспектор», «Схема не составлена» и т. д.
После этого, перед визитом на так называемую группу разбора, у водителя есть 10 дней, чтобы обжаловать постановление, которое инкриминирует ему нарушение. Единственным доказательством вины водителя, как правило, является протокол. И если заполнить его так, как говорилось выше, можно смело написать жалобу командиру батальона. В письменном виде стоит описать, что не были разъяснены права, не были опрошены свидетели, что остановили, не имея на то причины. И даже если командир батальона даст ответ, что действия законны, у водителя, уверенного в своей правоте, будет уже два документа, которые могут представить интерес для прокуратуры и управления собственной безопасности ГУВД. Юристы рассказывают, что иногда водителей вызывают для того, чтобы принести им извинения.
Действуя по закону, правильно заполняя документы и зная свои действия, некоторых инспекторов можно возвращать в правовое русло.
ДТП
В случае ДТП спорить придётся не с инспектором, а со вторым участником.
Если ДТП произошло на регулируемом перекрёстке, то первое, что необходимо сделать - это найти свидетелей происшествия. Ведь технически доказать, кто виноват и кто ехал на красный свет, нет никакой возможности. И здесь огромную роль играет наличие свидетеля – если водитель нашел человека, который может подтвердить его позицию, то такой водитель стопроцентно выигрывает дело. При ДТП, как бы неприятна была ситуация, не нужно впадать в ступор, а следует быстро переписать номера машин, которые находятся рядом. Будет еще лучше, если водитель сумеет их сфотографировать.
Вообще наличие в машине фотоаппарата может выручить во многих неприятных ситуациях. Фотографии мест ДТП, в которых видны окружающие детали, очень помогают в дальнейшем. Потому что пока доедет милиция, следы происшествия затопчут, тормозной след сотрётся.
Если же в ДТП, не дай бог, есть жертвы, юристы не советуют водителю уезжать с места происшествия, если нужно оказать срочную помощь пострадавшему.
«Вы не имеете права уехать с места ДТП, - говорит Олег Пигусов, - Если есть жертвы, нужно вызвать скорую помощь либо попросить попутные машины отвести пострадавшего в больницу».
Под влиянием желания помочь можно навредить и пострадавшему, и себе. Ужасный момент заключается в том, что жертва ДТП может скончаться у водителя прямо в машине. Приехав в больницу, придётся объяснять, почему пострадавший не доехал до больницы живым. Во-вторых, не имея медицинского образования, сложно понять, можно ли вообще трогать жертву ДТП. Так что водителю самым правильным будет безотлагательно вызвать скорую помощь и ГАИ.
Сразу после этого нужно предпринять следующие действия. Если у водителя есть адвокат, стоит вызвать его. Когда с первой минуты на месте работает грамотный юрист, может сразу выясниться, что состава нарушения со стороны водителя нет. В других случаях водителю поможет тот же фотоаппарат, которым можно будет сделать снимки как места происшествия, так и свидетелей. Грамотно собранные материалы очень помогут водителю в дальнейшем разбирательстве.
Никакого разбирательства вообще не будет, если водитель соблюдает скоростной режим и другие правила дорожного движения. Действуя в соответствии с нормами, прописанными там, водитель уменьшает риск использования транспортного средства до минимума. Попасть в такие ситуации законопослушному водителю практически невозможно.
В завершение хочется пожелать автовладельцам не попадать в ДТП и не встречать на пути недобросовестных инспекторов. Предупрежден – значит вооружен.Информация о том, что нужно делать при возможных неприятных ситуациях, увеличит комфорт от использования автомобиля.
Олег Пигусов, руководитель представительства «Автоюрист» в Самаре:
- Перед тем, как подписать протокол, его обязательно нужно изучить. В нем обязательно должны быть отражены следующие вещи. Во-первых, описание события нарушения. Здесь обязательно должен быть отражен маневр, который совершил водитель и который привел к нарушению правил дорожного движения. Во-вторых, дата, место и время. Вплоть до минуты и номера дома, у которого правила были нарушены. В-третьих, статью кодекса, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение. И, в-четвёртых, подпись должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, и расшифровка подписи. Стоит обратить внимание, что обязательно должна указываться должность сотрудника. Если у вас есть свидетели, обязательно впишите их. Это могут быть либо люди, сидящие с вами в машине, либо другой участник ДТП.