Федеральная антимонопольная служба официально заявила, что цены на бензин в России завышены на 15-33 % относительно рыночного уровня. И подобная тенденция наблюдается как в оптовой, так и розничной торговле. В качестве оружия против таких несанкционированных надбавок глава ФАС Игорь Артемьев предложил Совету Федерации узаконить специально разработанную формулу расчета цены на топливо.
По данным ФАС, за последние два года усредненная величина маржи оптовых торговцев ходового АИ-92 достигала 3 000 рублей, а в рознице – 7,5 рубля на литр! Например, по данным ИАЦ «Кортес», средняя стоимость бензина по стране в декабре 2008 года составляла 22,14 рубля. Опираясь на данные ФАС, можно подсчитать, что прибыль компании от одного литра бензина на тот момент превышала 33 %. В марте 2010 года эта цифра сократилась более чем в два раза – до 15 %. Но даже при этом показатели не дотягивают до европейских, где рентабельность розницы не выходит за рамки 10 %.
Дабы избежать произвольного установления цен вертикально интегрированными компаниями, то есть одновременно занимающимися и добычей, и переработкой, и реализацией топлива, г-н Артемьев предложил ввести формулу расчета, которая привяжет стоимость бензина к мировым ценам. Согласно этой формуле от котировки вычитаются расходы на переработку, транспорт и пошлины, полученные цифры определяют стоимость топлива. Если начать вести расчеты по полученному образцу уже сейчас, считает глава ФАС, то справедливые цены на топливо установятся в конечном итоге, но не ранее 2015 года.
«Сейчас зависимость от мировых цен проявляет себя только в одном направлении, – считает господин Артемьев. – Если на мировом рынке идет снижение, то в России цены не падают, а если наблюдается рост в мире, то и Россия поддерживает эту тенденцию».
Чиновники ФАС считают, что корень зла таится в монополистической позиции некоторых компаний в регионах. На данный момент, по информации ведомства, более чем в 50 субъектах доля отдельных нефтяных «монстров» на розничном рынке превышает 35 %, а в каждом третьем – 50 %. К примеру, Роснефть доминирует в 15 регионах, «Лукойл» – в 11, Сургутнефтегаз лидирует в четырех регионах, и по три субъекта РФ захватили Газпромнефть и ТНК-ВР.
Подобное положение дел мешает развитию конкуренции, а значит позволяет открыто диктовать лидирующим компаниям свои условия. Антимонопольная служба предлагает не давать возможности расширять свою сбытовую сеть, проще говоря, отстраивать АЗС тем компаниям, которые занимают более 35 % регионального рынка. Это раз. Второе предложение – ввести раздельный учет расходов на оптовую торговлю и розничную, что сделает ценообразование более прозрачным и исключит манипуляции с ценами. Артемьев полагает, что при существующих методах общего учета понять, сколько на самом деле стоит тонна добытой нефти, практически невозможно. Если компании пойдут на попятную, то ФАС готова разработать законопроект, который запретит ведение деятельности на оптовом и розничном рынке одновременно.
«С одной стороны, развести опт и розницу было бы неплохо, чтобы дать вздохнуть другим игрокам рынка, – рассуждает предприниматель Игорь Калошин. – И такое сделать вполне реально – уже имеющиеся заправки просто можно выставить на торги. Но с другой стороны, это влечет за собой большие проблемы. Если лишить монополиста заправок, он отыграется на оптовых продажах – зарядит заоблачные цены. А ездить в соседние регионы и закупать топливо там окажется так же накладно, а значит, и бессмысленно. Да и отходные пути у компаний есть: они организуют дополнительное юридическое лицо, на которое перепишут всю деятельность, связанную с АЗС, и продолжат дальше получать свою прибыль».
В конце 2008 года ФАС начала расследования против четырех самых крупных нефтяных игроков: Роснефти, «Лукойла», ТНК-BP и Газпромнефти. В сумме эти компании занимают 72 % существующего рынка. Сейчас они оштрафованы почти на 26 млрд рублей за необоснованное завышение цен, но до сих пор это решение оспаривается компаниями в судах. «Смею вас уверить: если бы не было этих штрафов, то бензин в России стоил бы уже все 28 рублей», – добавил глава ФАС.
Сейчас крупные игроки заняли оборонительную позицию и доказывают, что установленные цены вполне оправданы существующими расходами. Причем, если крупные компании обороняются, то более мелкие лишь разводят руками: «А что мы? Мы как все».
«Может быть цены действительно завышены, но что тут поделаешь? Мы ориентируемся на Роснефть и те цифры, которая задает она. Сделаем тарифы ниже – люди не поймут, скажут, что у нас бензин плохой», – говорит директор АЗС «Вднх» Алексей Владимирович.
Тем временем цены на бензин снова начали расти. За первую неделю апреля, по данным Росстата, бензин подорожал в среднем на 7 % и составил 21,31 рубля за литр АИ-92. Специалисты ИАЦ «Кортес» прогнозируют повышение цен к лету еще на 10 %, и связано это прежде всего с начинающимся дачным сезоном.
Средние оптовые и розничные цены на АИ-92 в 2008-2010 гг. (данные ИАЦ «Кортес»)