Речи официальных лиц при всей их кажущейся нудности и монотонности время от времени поднимают такие проблемы, что общественная реакция не возникнуть просто не может. Так произошло и с протокольным докладом Генерального прокурора России Юрия Чайки Федеральному собранию. Очередной доклад (генпрокурор, по закону, должен отчитываться перед парламентариями ежегодно), озаглавленный «О состоянии законности и правопорядка» внезапно вызвал шквал эмоций. Дело в том, что Чайка в своей речи неожиданно обрушился с резкой критикой в адрес Госавтоинспекции.
«ГИБДД занимается пресечением административных правонарушений в ущерб профилактике, – заявил Генпрокурор. – Это приводит к искусственному наращиванию статистических показателей и к коррупции».
Неэффективная работа ГИБДД, по мнению Чайки, заключается также и в создании дорожных ситуаций, при которых водитель автоматически становится нарушителем. Необоснованная установка дорожных знаков и нанесение разметки зачастую становятся дополнительным источником дохода для сотрудников автоинспекции.
Коррупция в рядах ГИБДД имеет место. Достаточно вспомнить нашумевшую историю с продажей «красивых» номеров уфимским гаишником, и все становится ясно. Про покупку водительских прав тоже всем известно. И хотя по всей стране по подобным фактам (не говоря уж о банальном взяточничестве на дорогах) заведено немало уголовных дел, ситуация все никак не выправится.
Чем кроет ГИБДД столь громкое заявление Генпрокурора? «Результат нашей работы – спасенные жизни», – под таким заголовком на официальном сайте российской Госавтоинспекции появился материал с кратким анализом аварийности и смертности на дорогах. Дескать, мы не груши околачиваем, а дело делаем. По большей части так оно и есть: аварийность снижается, людей на дорогах гибнет с каждым годом все меньше, да и реформа ведомства уже началась.
«Необходимо уже сейчас приступать к разработке долгосрочной программы борьбы за безопасность дорожного движения в России на период до 2020 года, – сказал глава ГИБДД России Виктор Кирьянов, выступая на заседании президиума Совета по нацпроектам. – В качестве основной целевой установки может быть рассмотрена задача по сокращению за десятилетие числа погибших в ДТП в два раза к среднему показателю за последние три года, который составляет почти 30 тысяч человек».
При этом главный автоинспектор страны подчеркнул, что должна быть поставлена задача по повышению правового сознания и предупреждению опасного поведения участников дорожного движения. Но генпрокурора не устраивает другое: почему из сотен пойманных в одном отдельно взятом регионе пьяных водителей более половины продолжают колесить на своих машинах – и при этом до сих пор с правами?
То, о чем вот уже который месяц наперебой спорят блоггеры и пользователи Интернет-форумов, наконец озвучено на самом верху. А претензий к работе ГИБДД у простых автомобилистов накопилось очень много. Тут и карательная деятельность, и недостаточная борьба с коррумпированными сотрудниками, и широкое поле для этой коррупции – всего не перечесть. Причину накопившихся проблем Юрий Чайка видит в отсутствии должного контроля за работой ГАИ со стороны руководства МВД. Вся надежда на реформу, которая исключит «лишние» функции ГИБДД, оптимизирует штат и позволит Госавтоинспекции сосредоточить усилия на профилактике ДТП, а не на повальных штрафах за те или иные нарушения.
Впрочем, не стоит быть столь категоричными. При всей неоднозначности методов работы ГИБДД, главная задача, вынесенная в название ведомства, мало-помалу выполняется. В рядах ГИБДД есть немало порядочных людей, которые останавливают машины не для того, чтобы любыми способами выявить нарушения. И если благодаря им удается спасти хотя бы одного человека, значит работали они не зря.