Собирать машины на ВАЗе будут студенты. Как бы в насмешку над продажными критиками проводимого властями курса на модернизацию российского общества, начало недели подарило нам несколько блестящих подтверждений, что модернизация вершится ежедневно, самобытно и чрезвычайно инновационно.
«Тазик», работающий на навозе, - что может быть инновационней?
Газета «РБК daily» со ссылкой на сотрудников ВАЗа опубликовала сообщение, что автозавод на летние месяцы планирует привлечь к сборке автомобилей студентов местных вузов. Причем акция преподносится как некий выход из ресурсного тупика, вызванного «нехваткой рабочей силы»!
Парадоксальность последней фразы заключается в том, что руководство завода в 2009 и начале 2010 года сократило порядка 28 000 человек. Теперь же, когда заработала программа утилизации, нужно бы, наверное, начать процесс возвращения специалистов. И не на короткое время, а навсегда, тем более что не позднее как неделю тому губернатор клятвенно обещал премьеру, что спрос на «тазики» стабилен и не уменьшится после окончания утилизационной акции.
Как бы предвосхищая столь язвительную логическую цепочку, вазовские специалисты заявляют: мы предлагали уволившимся, но те не захотели.
Вот здесь собака и порылась в первый раз. В городе, где по статистике – десятки тысяч безработных, работодатель предлагает специалистам вернуться на службу по их основной специальности, а те – отказываются. Почему?
Два варианта ответа. Первый – мало предлагали. Второй – губернатор в разговоре с премьером несколько преувеличил количественные характеристики «положительных тенденций» в вазовской экономике. И ставшее достоянием журналистов письмо вице-президента ОАО Дамира Кашапова поставщикам завода о том, что ВАЗ закончит текущий год с операционной прибылью, выпустив около 573 тысяч машин, – скорее желаемое, чем ожидаемое.
Напомним, что ранее президент ВАЗа Игорь Комаров назвал точку безубыточности для завода – 450 000 автомобилей в год.
Но и в том, и в другом случае в сухом остатке – студентам будут платить куда как меньше, а разницу легко покроют как лозунгами о необходимости совершенствования производственной практики, так и вполне логичной ссылкой на невысокую квалификацию студентов.
Тех кто помнит советскую эпоху, разговоры о наборе студентов исключительно на летний период в заблуждение не вводят: в Узбекистане в ту пору студенты учились шесть с половиной месяцев вместо девяти в связи с необходимостью рабочих рук на уборке хлопчатника. Так что опыт есть.
И здесь таится, на мой взгляд, первая опасность: для того чтобы сдержать рост себестоимости продукции, решили использовать рабсилу с дискриминационной формой оплаты. Но ведь следующий шаг – «зеки». Опыт тоже есть, и немалый!
Назовите хоть один законодательный рычаг, способный уберечь нас от этого шага. Чего они в лагере-то сидят в безделии, а так и пользу принесут, и специальность человеческую получат, и на свободу – при ударной работе, конечно – смогут выйти не только с чистой совестью, но и с частью автомобиля.
Эти рассуждения – чудовищны. Прежде всего потому, что привлекательны своей простотой.
Но есть и другая сторона вопроса – качество конечной продукции. Мнение председателя вазовского профсоюза Николая Карагина: «Работа не такая уж сложная – освоить ее можно за день-два. Даже на сборке, на конвейере, ничего сложного нет. Даже если они будут привлекаться для работы на станках-автоматах».
То есть с улицы зазывается некий «бурундучок»-неумеха, которого за три дня делают рабочим на предприятии – лидере отечественного автостроения. Рабочим, квалифицированным настолько, что его деятельность способна, уж по крайней мере, не снизить конкурентоспособность конечной продукции.
Тогда несколько вопросов. Зачем в течение стольких лет нужна была система ПТУ, колледжей и прочих учебных заведений, вполне успешно осваивавшая государственные средства в процессе двух- трех-, а то и пятилетней подготовке авангарда всего трудового народа? Система работала десятилетия, пока жареный петух – кризис – не клюнул. И оказалось, что это не авангард никакой, а просто люмпены, маргиналы.
Больше всего жалко, конечно, водителей и еще менее повинных пассажиров – жизнь-то дается только один раз…