Авто ВАЗ: студенческая работа

ВАЗ: студенческая работа

Собирать машины на ВАЗе будут студенты. Как бы в насмешку над продажными критиками проводимого властями курса на модернизацию российского общества, начало недели подарило нам несколько блестящих подтверждений, что модернизация вершится ежедневно, самобытно и чрезвычайно инновационно.

«Тазик», работающий на навозе, - что может быть инновационней?

Газета «РБК daily» со ссыл­кой на сотрудников ВАЗа опубли­ковала сообщение, что автозавод на летние месяцы планирует при­влечь к сборке автомобилей сту­дентов местных вузов. Причем ак­ция преподносится как некий вы­ход из ресурсного тупика, вызван­ного «нехваткой рабочей силы»!

Парадоксальность последней фразы заключается в том, что ру­ководство завода в 2009 и нача­ле 2010 года сократило поряд­ка 28 000 человек. Теперь же, ког­да заработала программа утили­зации, нужно бы, наверное, на­чать процесс возвращения специа­листов. И не на короткое время, а навсегда, тем более что не позднее как неделю тому губернатор клят­венно обещал премьеру, что спрос на «тазики» стабилен и не умень­шится после окончания утилиза­ционной акции.

Как бы предвосхищая столь язвительную логи­ческую цепочку, вазов­ские специалисты заявля­ют: мы предлагали уволившимся, но те не захотели.

Вот здесь собака и порылась в первый раз. В городе, где по ста­тистике – десятки тысяч безработ­ных, работодатель предлагает спе­циалистам вернуться на службу по их основной специальности, а те – отказываются. Почему?

Два варианта ответа. Первый – мало предлагали. Второй – губер­натор в разговоре с премьером не­сколько преувеличил количествен­ные характеристики «положитель­ных тенденций» в вазовской эконо­мике. И ставшее достоянием жур­налистов письмо вице-президента ОАО Дамира Кашапова поставщи­кам завода о том, что ВАЗ закончит текущий год с операционной при­былью, выпустив около 573 ты­сяч машин, – скорее желаемое, чем ожидаемое.

Напомним, что ранее президент ВАЗа Игорь Комаров назвал точ­ку безубыточности для завода – 450 000 автомобилей в год.

Но и в том, и в другом случае в сухом остатке – студентам будут платить куда как меньше, а разницу легко покроют как лозунгами о не­обходимости совершенствования производственной практики, так и вполне логичной ссылкой на невы­сокую квалификацию студентов.

Тех кто помнит советскую эпоху, разговоры о набо­ре студентов исключи­тельно на летний период в заблуждение не вводят: в Узбеки­стане в ту пору студенты учились шесть с половиной месяцев вместо девяти в связи с необходимостью рабочих рук на уборке хлопчатни­ка. Так что опыт есть.

И здесь таится, на мой взгляд, первая опасность: для того чтобы сдержать рост себестоимости про­дукции, решили использовать раб­силу с дискриминационной фор­мой оплаты. Но ведь следующий шаг – «зеки». Опыт тоже есть, и не­малый!

Назовите хоть один законода­тельный рычаг, способный убе­речь нас от этого шага. Чего они в лагере-то сидят в безделии, а так и пользу принесут, и специальность человеческую получат, и на свобо­ду – при ударной работе, конеч­но – смогут выйти не только с чи­стой совестью, но и с частью авто­мобиля.

Эти рассуждения – чу­довищны. Прежде всего потому, что привлекатель­ны своей простотой.

Но есть и другая сторона во­проса – качество конечной продук­ции. Мнение председателя вазов­ского профсоюза Николая Кара­гина: «Работа не такая уж сложная – освоить ее можно за день-два. Даже на сборке, на конвейере, ни­чего сложного нет. Даже если они будут привлекаться для работы на станках-автоматах».

То есть с улицы зазывается не­кий «бурундучок»-неумеха, кото­рого за три дня делают рабочим на предприятии – лидере отечествен­ного автостроения. Рабочим, квалифицированным настолько, что его деятельность способна, уж по край­ней мере, не снизить конкуренто­способность конечной продукции.

Тогда несколько вопросов. За­чем в течение стольких лет нуж­на была система ПТУ, колледжей и прочих учебных заведений, впол­не успешно осваивавшая государ­ственные средства в процессе двух- трех-, а то и пятилетней подготов­ке авангарда всего трудового наро­да? Система работала десятилетия, пока жареный петух – кризис – не клюнул. И оказалось, что это не авангард никакой, а просто люмпе­ны, маргиналы.

Больше всего жалко, конеч­но, водителей и еще менее повин­ных пассажиров – жизнь-то дается только один раз…

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Рекомендуем
Объявления