На территории Самарской области подготовку водителей транспортных средств осуществляют 107 учебных организаций, однако качество обучения в них не одинаковое. Многие учебные заведения для будущих водителей являются чисто коммерческими предприятиями, главная цель которых – заработать побольше денег, а не научить человека вождению. Между тем, от выбора автошколы напрямую зависит то, как вы будете управлять автомобилем всю оставшуюся жизнь.
Часто бывает так, что если на стадии обучения водителя плохо подготовили, то переучить его практически невозможно. А порой инструкторы и вовсе прививают ученикам отвращение к автомобилям. Как же уберечь себя от неправильной автошколы? Мы дадим вам несколько советов. Итак:
в «правильной» автошколе вам сразу назовут полную стоимость обучения и ответят на любой вопрос как по телефону, так и при посещении;
лицензия, образец договора на обучение, расписание занятий, правила внутреннего распорядка и другие документы, регламентирующие деятельность автошколы, будут размещены на стендах и доступны для всеобщего обозрения;
адрес, указанный в лицензии, должен соответствовать фактическому адресу автошколы. Если это не так, при сдаче экзаменов в ГИБДД могут возникнуть проблемы;
учебный класс должен быть оборудован дорожными знаками, плакатами, стендами и другими наглядными пособиями. Обратите внимание, на плакатах должны быть автомобили не 70-х годов, а современные. Плакаты по ПДД и Основам безопасности дорожного движения тоже должны быть новыми, так как Правила дорожного движения (в частности дорожные знаки) часто меняются и дополняются, что неизбежно требует обновления и наглядных пособий;
уточните, кто будет вашим преподавателем теории и вождения, узнайте их стаж преподавания в этой автошколе;
обратите внимание на само оформление учебных классов. Если стенды, плакаты и прочие небрежно развешаны, неаккуратно выполнены, неправильно подобраны, знайте, такое же отношение будет и к обучению. Обратите внимание на мебель, парты и стулья в классах, как убираются классы. Уделяйте этому должное внимание;
уточните срок обучения в автошколе, какие услуги предоставляются за дополнительную плату, платна ли сдача внутреннего экзамена, бланк свидетельства об окончании автошколы, оформление документов для ГИБДД и другое;
уточните количество учебных часов, отведенных на вождение автомобиля, сколько стоит дополнительный час вождения, на какой марке автомобиля вы будете обучаться, как составляется график вождения, входит ли стоимость бензина в общую стоимость обучения ;
многие школы предоставляют рассрочку при оплате стоимости обучения. Уточните и этот момент;
обязательно уточните, какой документ вы получите по окончании автошколы. Таким документом должно быть только соответствующее свидетельство, а не всевозможные сертификаты. Образец свидетельства должен быть на доске документации в автошколе;
уточните, где вы будете сдавать на права и на каких автомобилях;
послушайте отзывы об автошколе тех, кто учился в выбранной вами автошколе. Как правило, им скрывать нечего и вы получите полную информацию о будущем преподавателе и инструкторе, об условиях обучения ;
по возможности, попроситесь посидеть на занятии и посмотреть лично, как проходят занятия. Если преподаватель просто зачитывает вам пункты правил из ПДД и группа ждет не дождется конца занятий – бегите из такой школы. Ничему новому вас не научат. А прочитать ПДД вы сможете и сами. Хорошая автошкола никогда не будет экономить на преподавателях и инструкторах, так как именно от них зависит имидж учебного заведения;
при выборе автошколы никогда не руководствуйтесь близостью последней к дому или низкой ценой обучения. Ведь учиться всего несколько месяцев, а выбор автошколы – это навсегда;
техническое оснащение автошколы должно соответствовать «Требованиям к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами».
Это лишь основные правила. По данным УГИБДД Самарской области за первые месяцы этого года автошколами региона подготовлено более десяти тысяч водителей транспортных средств различных категорий. За это же время на территории губернии зарегистрировано почти 100 ДТП с участием «молодых» водителей.
Основное количество ДТП с участием новичков, произошло на территории городов Самара и Тольятти. Основными причинами аварий стали: превышение установленной скорости движения, не соблюдение очередности проезда и нарушение правил проезда пешеходных переходов.
Сотрудники госавтоинспекции провели анализ и выявили ряд учебных организаций, имеющих наибольший процент выпускников, совершивших ДТП от общего количества подготовленных:
Обшаровское ПУ № 6 – 20 %;
НОУ «Курсор» в Тольятти – 13 %;
Кинель-Черкасский филиал «СОУК ВОА» – 4,5 %;
НОУ Самарский учебно-технический комплекс – 4,5 %;
Учебный центр «НОАНО» Похвистнево – 3,7 %;
НОУ Самарский учебный центр – 3,5 %;
ГОУ УКК «Механизаторов» в Самаре – 3,1 %;
Самарская городская автошкола – 2,5 %;
НОУ ПО «Учебно-курсовой комбинат» Ставропольский район – 2,5 %;
Отрадненский учебно-курсовой комбинат – 2,4 %.
По результатам анализа сдачи экзаменов с первого раза, выявлены следующие учебные организации со слабой теоретической и практической подготовкой обучающихся:
Фонд содействия милиции Новокуйбышевска – 2,5 %;
Самарская городская автошкола – 3 %;
НОУ «Самарский учебный центр» – 6 %;
НОУ УЦ «Самарского автомобильного общества» – 7 %;
Самарский областной центр детского юношеского технического творчества – 7 %;
Нефтегорское ПУ№19 – 7 %;
НОУ «Автоспецкурсы» в Самаре» – 8 %;
ГУП Самарской области «Эксон» образовательного подразделения «Отдел Автокадры» – 8 %;
НОУ «Дворец Молодежи» в Тольятти – 8 %;
Кошкинская автошкола «РОСТО» – 8 %.
А вот самый высокий процент сдачи курсантами автошкол квалификационных экзаменов в экзаменационных подразделениях Самарской области с первого раза по итогам первых месяцев этого года:
Отрадненская автошкола «РОСТО» – 50 %;
Большечерниговский СТК РОСТО – 50 %;
Богатовское ПУ № 74 – 50%;
АНОО «Вираж» в Жигулевске – 47 %.
Елховский филиал «СОУК» – 45 %;
УЦ «СТАРТ» в Сызрани – 44 %;
Сызранский учебный центр – 40 %;
Сызранская автошкола «РОСТО» – 38 %;
НОУ «Курсор» в Тольятти – 35 %;
Лада-эксперт в Тольятти – 35 %.
Самарские автомобилисты, привлеченные сайтом Doroga63.ru выделяют Самарскую объединенную техническую школу № 1 (РОСТО), что на улице Аэродромной. «У нас имеется отдельное здание, собственный автодром, обучаются водители всех категорий (а не только В, С, как во многих других автошколах Самары), автопарк – не ранее 2003 года выпуска, автомобили, в основном, переднеприводные ВАЗ, но есть и иномарки. Стоимость обучения на категорию В –12 000 руб. Срок обучения – 2 месяца», – рассказали в автошколе.
«Я обучался в этой автошколе и могу сказать о ней только хорошее. Подготовки, полученной там, хватило, чтобы сдать экзамен с первого раза. Я ничего не доплачивал, сдавал честно. Через несколько дней после экзамена самостоятельно начал ездить в городе. Сейчас стаж вождения у меня 4 года, за это время ни разу не попадал в ДТП», – говорит автомобилист Максим Хохлов.
А вот самые негативные отзывы автомобилисты высказывали в адрес автошколы на Революционной, 70.
«Я пошла туда, потому что занятия проводились в удобное для меня время. Это был единственный плюс, а остальное – сплошное разочарование. Инструкторы на вождении у меня были разные. Трое, как минимум, не знают ПДД. Доходило до того, что читали правила, припарковавшись на обочине. А теоретические занятия заключались в том, что преподаватель тупо зачитывал информацию с обучающего диска. Да, мы еще решали билеты на компьютерах. Периодически он нас спрашивал : «Что я вам еще не рассказал?», – рассказывает автомобилистка Светлана Пашина. – Про устройство автомобиля не было сказано ни слова ни на теории, ни на практике, а просьбы рассказать про это преподаватель игнорировал».