В прошлый четверг премьер-министр России Владимир Путин на заседании правительства предложил продлить государственную программу утилизации старых автомобилей. Федеральный бюджет, как ожидается, выделит на эти цели дополнительно 10 млрд рублей. Эксперты уверены, что эта мера поддержит позитивный тренд на отечественном авторынке, а главным выгодополучателем станет АвтоВАЗ.
Жизнь налаживается
После провальных первых двух месяцев 2010 года дела у АвтоВАЗа пошли в гору. Главным драйвером увеличения продаж автомобилей Lada, а следовательно, и роста всех основных показателей игроками рынка и экспертами однозначно называется государственная программа утилизации старых машин. С момента ее запуска - 8 марта - реализация продукции тольяттинского автогиганта резко нарастила обороты. Так, если в январе-феврале на российском рынке АвтоВАЗ сумел продать лишь 17,3 и 20,1 тыс. машин соответственно, то уже в марте сбыт вырос до 34,2 тыс. штук, а в апреле и вовсе дошел почти до 52,5 тысячи, то есть практически вышел на докризисный уровень.
По итогам мая наблюдается некоторое снижение продаж — в России разошлись 45,5 тысячи Lada. Однако и такие показатели еще зимой вазовским маркетологам только грезились. В структуре реализации автомобилей четко прослеживается влияние утилизационной программы. В марте в ее рамках было продано чуть меньше 8,5 тысячи Lada, в апреле - почти 18, в мае - 19,9 тысячи, что составило примерно 44% от всей реализации на внутреннем рынке.
Президент компании Игорь Комаров признает, что главная заслуга в этом - государства, хотя и отмечает рост обычных коммерческих продаж. В апреле Комаров говорил о том, что завод сделал серьезную ставку на утилизационную программу еще в конце зимы, когда ее реализация только планировалась и было очень много вопросов по технической стороне дела. «Мы в феврале пошли на серьезный риск и на фоне крайне низких продаж значительно увеличили производственный план на март, когда еще никто не мог точно сказать, как пойдет утилизация, - подчеркнул глава АвтоВАЗа на встрече с журналистами. - И риск оказался оправдан. Даже более того, мы столкнулись с дефицитом по целому ряду моделей, но никто не мог точно спрогнозировать рост продаж после запуска утилизационной программы, а нарастить производство одномоментно - невозможно, поскольку пропорционально должны резко увеличить объемы поставок и все наши партнеры. Этот процесс непростой и не может в один день решаться».
Как горячие пирожки
Приятно удивлены успехом утилизационной программы и в правительстве. Напомним, что изначально срок ее реализации был намечен на период с 8 марта по 1 ноября 2010 года. Объем финансирования составил 10 млрд рублей и был рассчитан на 200 тысяч свидетельств по 50 тыс. руб. на каждый автомобиль. Однако популярность программы оказалась настолько высокой, что практически весь объем уже распределен. Как доложил в минувшую среду главе правительства России Владимиру Путину министр промышленности и торговли Виктор Христенко, утилизационные сертификаты закончатся к концу июня, а к октябрю все их владельцы получат новые автомобили. По состоянию на утро 4 июня дилерами, которые участвуют в утилизационной программе, выдано около 180 тысяч сертификатов из 200 тысяч, на которые рассчитан бюджет программы. По данным Минпромторга, на сегодня по программе утилизации продано порядка 47,7 тысячи автомобилей Lada. Показатели других марок на порядок ниже: Renault — около 3,7 тысячи машин, Ford – около 2,5 тысячи, УАЗ – 2050 штук, ГАЗ – 1880 автомобилей.
Такой успех государственного проекта подвиг правительство на расширение программы. На ее финансирование будет выделено дополнительно 10 млрд рублей, сообщил премьер-министр России Владимир Путин, открывая в четверг заседание правительства. Он отметил, что, несмотря на трудности административного характера, в целом программа утилизации старых автомобилей была эффективна.
«Деньги заканчиваются, мы в текущем году выделили на ее реализацию 10 млрд рублей, – приводит слова Путина агентство «ПРАЙМ-ТАСС». – Считаю необходимым увеличить финансирование по этой программе еще на 10 млрд рублей. Прошу представить предложения по плавному выходу из программы в следующем году».
Отметим, что к такому решению Владимира Путина призывали абсолютно все автопроизводители, а также главы ряда регионов России. В частности, в мае с премьер-министром встречался губернатор Самарской области Владимир Артяков. В беседе глава Самарской области подчеркнул значимость и эффективность утилизационной программы. Владимир Артяков предложил правительству продлить программу утилизации. По словам главы региона, благодаря эксперименту АвтоВАЗ увеличил производство на 40% и с продлением программы может «выйти в прибыль».
Радужные перспективы
Если условия эксперимента не изменятся, обещанных премьером 10 млрд должно хватить еще на 200 тысяч утилизационных премий, отмечают специалисты аналитического агентства «Автостат». Заместитель директора агентства Сергей Удалов положительно оценивает заявление главы правительства о дополнительном финансировании программы утилизации старых машин. «Главный плюс в том, что она стимулирует спрос, а не поддерживает производителя напрямую. При непосредственной поддержке деньги нередко уходят неизвестно куда», - говорит эксперт. По его мнению, в продлении программы утилизации заинтересован в большей степени АвтоВАЗ, так как на его долю приходится более 70% сертификатов. «Но это событие окажет положительное влияние и на весь отечественный автопром. Тем более что в будущем доля автогиганта несколько уменьшится за счет более активного участия в программе автосборочных предприятий – таких как Ford, «Автофрамос». К моменту начала действия программы они еще не были готовы полноценно участвовать в ней», - говорит Удалов.
С ним соглашается и аналитик ИК «АТОН» Юлий Матевосов. «Программа утилизации старых машин оказала положительное влияние на весь российский автопром, а для АвтоВАЗа она стала буквально палочкой-выручалочкой - благодаря ей автозавод почти достиг докризисного уровня продаж», - размышляет эксперт. Он также подчеркнул, что дополнительное финансирование этой программы положительно повлияет не только на деятельность самого автогиганта, но и на всю завязанную на нем производственную цепочку. «Ведь АвтоВАЗ – это ее конечное звено, он производит товары для непосредственного потребления, - говорит Матевосов. - Поэтому финансовые и производственные проблемы автогиганта тянут за собой вниз и все смежные отрасли. Увеличение производственных показателей предприятия может положительно сказаться на деятельности поставщиков автокомпонентов, а также металлургических и других предприятий».
Эксперт также обращает внимание на то, что премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что одна из главных задач - обеспечить плавный выход из программы утилизации. Решению этой задачи, по мнению Матевосова, может способствовать система льготного кредитования потребителей. «Правда, она оказалась менее эффективной, чем программа утилизации старых машин. При льготном кредитовании государство только субсидирует процентную ставку. Все остальные риски, связанные с невозвратом кредита, покупатель берет на себя. Тем не менее, сейчас объемы продаж автомобилей в кредит возрастают. Если в прошлом году на российском автомобильном рынке в кредит продавалось порядка 20-25% машин, то сейчас уровень продаж превышает 30%. При этом он продолжает расти и к 2011 году может достичь 50%», - говорит аналитик.
Сергей Удалов, заместитель директора аналитического агентства «Автостат»:
- Достижение АвтоВАЗом в 2010 году прогнозного плана по выпуску 573 тыс. машин вполне вероятно. По нашим прогнозам, объем продаж на внутреннем и внешнем рынках в этом году составит порядка 500-550 тыс. машин. Плюс к этому некоторое количество может быть использовано на пополнение складских запасов. Увеличение объемов продаж ожидается и в 2011 году, но прогнозов по их объемам у нас пока нет. Соответственно увеличению показателей реализации будут возрастать и объемы поставок комплектующих, поэтому дополнительное финансирование программы утилизации положительно скажется и на рынке поставщиков АвтоВАЗа.
Юлий Матевосов, аналитик ИК АТОН:
- Cама идея этой программы была заимствована из практики западных стран. Только там она стартовала раньше – в период, когда весь зарубежный авторынок находился «в крутом пике». У нас же она начала действовать, когда российский автопром начал восстанавливаться в силу других факторов, и на нем стал отмечаться рост объемов продаж. Реализация этой программы послужила для отечественных производителей дополнительным подспорьем, но это был не единственный фактор восстановления рынка. Один из главных положительных моментов заключается в том, что программа утилизации стимулирует потребительский спрос. Это гораздо более эффективная мера, чем прямое финансирование предприятий.
Владимир Яркин, президент холдинга «Автотрейд»:
- Утилизация старых машин – самая эффективная из всех действующих программ по поддержке АвтоВАЗа. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть статистические данные. Продажи машин на предприятии растут, они уже практически вышли на докризисный уровень. Я бы также отметил социальную направленность этой программы. Ведь государство поддержало не только АвтоВАЗ, но и слабо защищенные слои населения. В ней участвовало много пенсионеров, которые наконец-то смогли купить долгожданный автомобиль. Мы надеемся, что сроки действия программы будет продлены, и она будет работать и в 2011 году. Успешная реализация этой программы оказала положительное влияние на весь дилерский рынок. Весь прошлый год дилеры терпели одни убытки, а благодаря этой программе у нас существенно увеличились объемы продаж и улучшились финансовые показатели. Наш холдинг, например, вышел на докризисный уровень реализации. Исходя их всего этого, программу утилизации старых машин я оцениваю только положительно.