Самарских автомобилистов не посадят в тюрьму за протестные акции на дорогах. Соответствующие поправки официально одобрены в профильном комитете Госдумы. Теперь российские водители могут не опасаться тюрьмы, законно выражая свое мнение. Впрочем, сделать это скоро будет не так просто.
Напомним, еще в декабре правительство России внесло в Госдуму проект закона, в соответствии с которым за протестные акции на транспортных магистралях грозило тюремное заключение сроком до двух лет. Ужесточение наказаний объяснялось увеличением «количества актов незаконного вмешательства в работу транспорта, в том числе террористической направленности». Однако под одну гребенку с террористами причесали всех, кто решит устроить акцию протеста на дороге. Если бы правительственный законопроект был принят в том виде, в котором внесен, протестующие автомобилисты могли бы стать уголовниками.
Комментируя данный законопроект, председатель межрегиональной правозащитной ассоциации АГОРА кандидат юридических наук, доцент Павел Чиков заявил: «Власти России четко и последовательно продвигают идею о том, что люди должны преимущественно сидеть дома или на работе, а по улице передвигаться в дневное время не более чем по двое и желательно не останавливаться вблизи государственных учреждений».
Впрочем, с ужесточением мер относительно тех, кто блокирует транспортные пути, некоторые были согласны. «Правильно, всех протестующих на дороге нужно сажать за решетку, – отметил автомобилист Дмитрий Бабакаев. – Не имеет значения, что конкретно служит поводом для подобных акций. Пусть ищут другие способы выражения своего несогласия. Блокировать движение, вмешиваясь в жизнь многочисленных автолюбителей – это нехорошо. Я однозначно против подобных акций протеста и за ужесточение наказания. Дорога, трасса – это, по сути, живой организм, и вмешиваться в его работу, отстаивая свои права или позицию, – не самый лучший вариант. Скорая помощь едет к больному, а тут дорогу перекрывает стая пенсионеров, требуя уменьшить транспортный налог, – медики опаздывают и больной умирает. Кто виноват?»
В итоге комитет Госдумы все-таки внес в документ изменения. В статье 267 УК оставили квалифицирующий признак. Если граждане перекроют дорогу, но не испортят ее, то им по-прежнему будет грозить лишь штраф 2,5 тысячи рублей либо арест на 15 суток, но не уголовное наказание, как предлагал Минтранс. Также с Минтрансом удалось согласовать увеличение планки, выше которой ущерб считается крупным. Правительство предлагало уголовно наказывать при повреждении от 500 тысяч рублей, комитет настоял на ущербе в 1 миллион рублей.
В таком виде документ позволит автомобилистам свободно выражать свое мнение, в том числе на дорогах. Однако скоро это будет сделать не так просто. 30 апреля в Госдуму были внесены поправки в закон о митингах и шествиях, вводящие жесткие ограничения на проведение акций протеста с использованием транспортных средств. Согласно законопроекту, акции с использованием автомобилей будут приравнены к обычным протестным акциям. Владельцы авто должны будут в общем порядке уведомлять власти об автопробеге и ждать получения на него разрешения или отказа. Депутаты считают, что заявку на проведение пикетирования группой лиц нужно подавать за три рабочих, а не три календарных днях, чтобы их уведомление было рассмотрено «в нормальном режиме». Также в законопроекте указано, что организаторами всех публичных мероприятий не могут являться лица, на момент подачи заявки считающиеся «подвергнутыми административному взысканию» за участие в акции протеста. Это означает, что нарушитель не сможет организовывать митинги в течение года после получения наказания. Кроме того, возможность найти незначительное нарушение даже в законной акции есть всегда.
Тем не менее, некоторых правозащитников такое положение вещей вполне устраивает.
«Я считаю, что это правильно. Никогда не поддерживала автопробеги, – говорит президент некоммерческого партнерства защиты прав и законных интересов в сфере БДД «Автоклуб Самара63» Татьяна Васильева. – Устраивать такие акции небезопасно, тем более по любому поводу. Люди у нас любят злоупотреблять своими возможностями. А теперь все будет согласовано с властями, меньше риска на дорогах».