АвтоВАЗ планирует перенести производство «пятерок» и «семерок» на ижевский автозавод. Сворачивать продажу недорогих автомобилей Lada 2105/2107 автогигант не хочет, так как «классика» пользуется большим спросом, особенно в период действия программы по утилизации старых автомобилей. Однако уже скоро АвтоВАЗу могут потребоваться дополнительные мощности для организации производства автомобилей Renault и Nissan, перенос производства «классики» на «ИжАвто» стал бы выходом из ситуации.
Два года назад волжский автогигант планировал наладить сборку автомобилей на ижевском автозаводе – предприятие совместно с альянсом Renault-Nissan договаривался о покупке «ИжАвто». Ижевский автомобильный завод раньше входил в самарскую группу СОК наряду с такими компаниями, как «Рослада», «Вазинтерсервис» и еще 23 заводами. Компания также являлась дилером АвтоВАЗа. Завод выпускал такие автомобили, как KIA Spectra, Rio и Sorento, а также несколько вазовских и других отечественных моделей. До кризиса ИжАвто работал с прибылью (в прошлом году выручка составила 20,891 миллиарда рублей). Мощности завода нужны были АвтоВАЗу для будущих проектов с французским партнером.
Но в начале 2009 года в результате спада сбыта, вызванного экономическом кризисом, на «ИжАвто» сложилась тяжелая ситуация, поэтому сделка не состоялась. В конце марта предприятие работало три дня в неделю по шесть часов, но руководство заявляло о возможной полной остановке производства и сокращении 90% сотрудников – около пяти тысяч человек. В мае работа завода была остановлена. Тогда же весной группа СОК, владевшая контрольным пакетом ИжАвто, вывела свои активы, обменяв 74,76% акций завода его же дочерним предприятиям «Гросс», «Норекс» и «Иж-комплект» на автомобили на сумму 200 миллионов долларов.
Теперь АвтоВАЗ готовиться ко второй попытке частично перебраться на «ИжАвто». Две недели назад на ижевском автозаводе побывала делегация АвтоВАЗа во главе с главным инженером СКП волжского предприятия Андреем Романовым. Вазовцы оценили возможность организации в Ижевске производства «классики». Для этого ижевскому автозаводу понадобятся большие средства.
«План внешнего управления предусматривает привлечение заемных средств в размере не менее 500 миллионов рублей», – отметил внешний управляющий «ИжАвто» Михаил Котов.
Переговоры о выдаче кредита «ИжАвто» ведет со Сбербанком, своим главным кредитором – долг перед банком составляет более восьми миллиардов рублей – и акционером. С помощью этих денег на автозаводе возобновят производство «Lada 2104», а также планируют собирать популярные в этом году «пятерки» и «семерки». «Классика» сейчас пользуется большим спросом и входит в тройку самых продаваемых моделей на российском рынке. По итогам января–мая 2010 года продано 34,5 тысячи Lada 2105/2107, что на 11% больше, чем годом ранее.
На АвтоВАЗе факт переговоров с «ИжАвто» подтверждают, но также говорят о том, что никакого конкретного решения пока не принято. «АвтоВАЗ получает и рассматривает различные предложения об организации сторонних производств автомобилей Lada. Для принятия решений необходимо рассмотреть и учесть все аспекты, в частности, экономическую целесообразность. Если появятся конкретные договоренности, АвтоВАЗ об этом сообщит дополнительно», – сказал директор по внешним связям завода Игорь Буренков.
На «ИжАвто», в свою очередь, отметили, что ведутся переговоры, в ходе которых будут определены сроки освоения и объемы выпуска ВАЗ-2105/2107. Руководство «ИжАвто» даже начало отзывать работников из вынужденных отпусков.
«Мы решили проанализировать ситуацию и выяснить, сколько людей готовы вернуться. Ведь прошло больше года с момента остановки производства. Кто-то из рабочих мог найти себе другую работу и откажется вернуться на «ИжАвто». К тому же заводчанам необходимо пройти дополнительное обучение для сборки новых моделей, – рассказал начальник пресс-центра ижевского автозавода Сергей Котляров. – А переговоры о переносе производства вазовской классики действительно ведутся».
Волжскому автозаводу освободившиеся мощности могут понадобиться для организации выпуска Renault Logan и Sandero. О такой возможности в пятницу, 18 июня, заявил глава АвтоВАЗа Игорь Комаров. По его словам, Renault может перенести часть производства с московского «Автофрамоса». При этом он добавил, что на АвтоВАЗе также может открыться сборка новых моделей Nissan.
«Вопрос о переносе должен быть решен в ближайшие три-четыре месяца», – заявил Игорь Комаров.