В Государственную думу РФ внесен законопроект, предусматривающий административное наказание для нелегальных таксистов. Законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях в части усиления ответственности за оказание транспортных услуг без государственной регистрации.
Депутаты предлагают установить административную ответственность за «осуществление предпринимательской деятельности по оказанию транспортных услуг без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица». С нарушителей будут взимать штраф пять тысяч рублей с конфискацией полученного дохода – такое решение будет принято в ближайшее время.
Одновременно будет введена административная ответственность за организацию транспортного предприятия без государственной регистрации по оказанию транспортных услуг с использованием трех и более транспортных средств либо с использованием транспортного средства без государственной регистрации для единовременной перевозки более восьми граждан. Здесь предлагается установить штраф от 250 до 500 тысяч рублей на граждан и юридических лиц с конфискацией транспортных средств.
Парламентарии обеспокоены тем, что в России предпринимательская деятельность по оказанию транспортных услуг гражданами без лицензий и без регистрации получила широкое распространение. Только в Москве насчитывается около 10 тысяч официальных таксистов, а еще 40 тысяч работают нелегально.
Как пояснил один из авторов законопроекта, член думского комитета по собственности Максим Рохмистров, депутаты рассчитывают, что сами пассажиры будут обращаться с жалобами на нелегальных извозчиков и тем самым помогут правоохранительным органам наказать их. «Большинство некачественных услуг гражданам оказывают именно частные извозчики-нелегалы, – пояснил он. – Они ездят на машинах и автобусах, которые давно пора выкинуть на свалку, часто не знают дороги, не соблюдают правил, попадают в ДТП. Ради низких цен, которые они предлагают, не стоит рисковать своей жизнью».
В свою очередь президент некоммерческого партнерства защиты прав и законных интересов в сфере БДД «Автоклуб Самара63» Татьяна Васильева считает, что административные меры не помогут искоренить нелегальные транспортные услуги. «Мы все это уже проходили. К нелегальным таксистам садились подсадные пассажиры, их пытались ловить, но все безуспешно. Если я поеду по городу и увижу, как на дороге голосует беременная женщина, я ее подвезу за те же 100 рублей. Мне не жалко, это моя машина. К тому же, частники предлагают низкие цены. Многие люди, возможно, и предпочли бы не ловить подозрительную машину и не рисковать лишний раз, но легальные такси стоят дороже. Так что ничего не измениться, в крайнем случае, частники будут прятаться по кустам, но все равно не бросят свое занятие. Особенно это актуально сейчас, в кризис. Многие люди сидят без работы, и машина – это их единственный источник заработка».
В Самаре работают десятки служб, оказывающих услуги такси. Как правило, большинство из них привлекают частных перевозчиков. «Схемы работы на такие фирмы могут быть различными, – рассказал в свободное от основной работы время подрабатывающий частным извозом Олег Сидоров. – Во-первых, можно отчислять фирме определенный процент со всех заказов. С каждой заработанной за день тысячи водитель отдает 150 рублей. По другой схеме за каждый заказ водитель отчисляет 26 рублей. Действует и схема работы по абонементу. То есть, водитель платит за месяц работы. В этом случае, вне зависимости от того, выходил он на линию или нет, с его счета ежедневно снимается определенная сумма. Можно выкупить смену. Тогда таксист платит за конкретные часы работы».
Однако по словам Олега Сидорова, каких-либо налогов за осуществление деятельности частного таксиста водитель не выплачивает. Это должна сделать фирма, которая приглашает его на работу. Но никто не дает гарантии, что все привлекаемые перевозчики проходят по официальным документам. Поскольку ни ИНН, ни номера страхового пенсионного свидетельства у водителей не спрашивают. Вполне возможно, что у фирмы официально зарегистрировано 10-20 машин, с которых и отчисляются налоги, при этом для осуществления перевозок может дополнительно привлекаться до 100 водителей с личным транспортом. Получается, что считать таких таксистов официально зарегистрированными нельзя. С другой стороны, они хотя бы организованы и работают «под крышей» официальных служб. А вот нелегалы, оккупировавшие вокзалы и аэропорт Самары, доставляют неудобство как официальным такси, так и гостям города.
«Они вообще не дают нормально работать, особенно на вокзалах, – говорит начальник диспетчерского центра самарской службы такси «Мотор-Сервис» Павел Михайлов. – «Бомбилы» грубят, могут даже колеса проколоть на машине, если водителя рядом не будет. На Железнодорожном вокзале вообще кошмар творится. Нелегальные таксисты подходят к пассажиром, которые только вышли из поезда. Поэтому мы полностью поддерживаем этот законопроект».
Сомнений в том, что необходимо навести порядок с перевозками в частных такси, ни у кого нет. И в первую очередь на вокзалах, поскольку ситуация с оккупацией привокзальных площадей «бомбилами», диктующими свои цены, типична для любого крупного города. Ставка на приезжих понятна – люди не знают города, а значит, можно просить двойную, а то и тройную таксу. Да и в ночное время сильно не поторгуешься. Но в то, что возможно будет полностью исключить частный извоз, многие эксперты не верят. Время покажет, повлияет ли законодательные инициативы на стоимость и качество услуг, предоставляемых таксистами.