В ближайшее время подготовка водителей в автошколах станет продолжительнее. Министерства образования и здравоохранения подготовили приказ об увеличении количества часов, отведенных на обучение навыкам первой медицинской помощи с 25 до 72. Теоретические вопросы по этому разделу будут в обязательном порядке включены в тестовые задания, на которые отвечает кандидат при сдаче на права.
По словам директора департамента медицинской помощи Минздравсоцразвития РФ Ольги Кривонос, за последние четыре года удалось снизить смертность на дорогах почти на 25%. Однако, к сожалению, число погибших все еще остается довольно высоким. Согласно статистике ГИБДД, за 2009 год в Челябинской области в результате ДТП погибло 588 человек, а в течение пяти месяцев текущего года жертвами аварий стали 172 человека.
«Одна из причин высокой смертности на дорогах – неумение и боязнь оказывать первую медицинскую помощь, а ведь при правильных действиях в первый час после аварии из тяжело пострадавших выживает 40% людей, – утверждает сотрудник Центра медицины катастроф Артем Ребиков. – С одной стороны, присутствует психологический барьер, с другой – нет нужных знаний и навыков, которые должны закладываться в голову каждого водителя еще в автошколе. У многих организаций нет материальной базы для этого, отсутствует практическая отработка теории, которая тоже проговаривается очень поспешно. По статистике только 15% преподавателей автошкол имеют практические навыки оказания первой помощи на дороге. В идеале это должны быть врачи скорой помощи, реаниматологи, хирурги, словом, практикующие специалисты».
Как пояснили в одной из челябинских автошкол, в учебных планах на занятия по оказанию первой помощи отводится не менее 24 часов. 15 из них посвящены приобретению практических навыков. Эту часть курса должен вести специалист с медицинским образованием.
Как правило, большая часть этого учебного времени проходит в решении экзаменационных билетов. Основными критериями оценки деятельности автошкол являются количество учеников, сдавших экзамен в ГИБДД с первого раза, и количество выпускников, в первые три года попавших в ДТП, поэтому отработка вопросов на экзамен для преподавателя в приоритете. В конце концов, то, как водитель оказал кому-то помощь, на статус автошколы и преподавателя лично не влияет никак, а несданный теоретический экзамен – это проблема для автошколы и ученика.
Помимо того, что в самом процессе обучения в большинстве случаев заложено халатное отношение к медицинскому разделу со стороны преподавательского состава, и сами ученики серьезно этот раздел не воспринимают. Во-первых, они стремятся к главному на тот момент – получить права. Во-вторых, они не представляют в полной мере реальной дорожной ситуации в городе, и, наконец, нет осознания серьезности последствий необдуманного поведения на дороге. Да и с точки зрения психологии, думать о том, что когда-то придется оказать помощь пострадавшему, вряд ли хочется. В конечном счете это приводит к тому, что из школ выпускаются водители, которые в экстремальной ситуации просто не знают, как поступить. Спасатели утверждают, в среднем только один из десяти водителей знает, что делать при определенных травмах. Не исключено, что эти десять процентов – врачи.
Чтобы действительно помочь получившему повреждения человеку, водитель должен адекватно оценить ситуацию и принять необходимые меры. Специалисты считают, что для этого он должен знать, как обеспечить проходимость дыхательных путей, как остановить кровотечение, как наложить повязку или шину. Обязательно нужно знать и о правилах транспортировки пострадавшего и иметь навыки приемов реаниматологического пособия (массаж сердца и искусственное дыхание). В общем-то, все эти умения могут пригодиться не только на дороге – бывает, что они оказываются необходимы и в быту.
«В принципе, чтобы все это освоить, 72 часов более чем достаточно. Главное, чтобы подход был грамотный и обучали специалисты правильным вещам. Кстати, было бы неплохо, если бы в автошколах ввели проверку кандидатов в водители на адекватность.
То есть сразу оценивали, как ведет себя человек в определяющий, критический момент: паникует, хватается за голову, истерит или держит себя в руках и пытается делать что-то разумное. Проблемным ученикам нужно уделять особое внимание, объяснять, как контролировать ситуацию и самого себя. Ну а неподдающихся, может, и вовсе не допускать к вождению. В конечном итоге поведение в пиковый момент предсказывает поведение человека за рулем», -говорит Артем Ребиков.
По своей сути инициатива чиновников правильная: и вождение автомобиля, и нахождение на проезжей части связано с опасностью для жизни и здоровья. Если учитывать сегодняшние водительские привычки и нравы пешеходов, постоянно растущий транспортный поток и общее напряжение на дорогах, то высокая аварийность – это факт. Базовые знания по оказанию первой медицинской помощи не требуют специального медицинского образования. Действия по перевязке или проведению массажа сердца должны быть просто отработаны повторами и доведены до некоторого автоматизма. Это задача автошкол, которые хотя бы на таком уровне должны нести ответственность за обученных ими водителей. 72 часов для этого вполне достаточно, главное, чтобы это время не ушло на «байки бывалых», и всю информацию доносили, отрабатывали и контролировали настоящие специалисты. Возможно, их квалификация сыграет некоторую роль в повышении стоимости обучения, но в определяющий момент, когда вы сможете помочь кому-то или спасти жизнь, эта денежная разница уже не будет иметь значения.
Порядок действий при ДТП до приезда ГИБДД и медиков:
не паникуйте, постарайтесь здраво оценить ситуацию;
включите аварийную сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки (или мигающий красный фонарь) на расстоянии 15 метров от автомобиля в населенных пунктах и 30 метров за городом. Не перемещайте автомобиль и предметы, имеющие отношение к происшествию;
если есть пострадавшие, вызовите скорую медицинскую помощь по телефону 03 или по номерам мобильных операторов – 112.
запишите фамилии, адреса, телефоны очевидцев, которые могут быть и в других автомобилях (их номерные знаки тоже необходимо записать). Если в вашем автомобиле есть пассажиры, попросите их оказать вам такую помощь;
постарайтесь оказать необходимую доврачебную помощь. В экстренных случаях вы обязаны отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить их на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение. Там вы должны сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на ТС). После этого вы обязаны возвратиться к месту происшествия;
сообщите о случившемся в милицию по телефону 02, по телефонам ГИБДД или службы спасения: телефон доверия УГИБДД УВДг. Самары: (846) 951 89 53; телефон доверия УГИБДД ГУВД по Самарской области: (846) 340 01 02; поисково-спасательная служба Самарской области (846) 992-99-99, 333-55-14.
ожидая сотрудников милиции, не поддавайтесь на возможные провокации;
если у вас с собой имеется фотоаппарат или видеокамера, сфотографируйте место происшествия с четырех сторон. Дорожная обстановка, следы могут измениться по многим причинам еще до прибытия инспектора ДПС. Прежде всего, требуется зафиксировать местонахождения пострадавших и транспортных средств;
выстройте для себя примерный план по сложившейся ситуации, который будет отражаться в протоколе. Это необходимо сделать для того, чтобы не упустить детали, которые потом могут повлиять на выявление виновника ДТП;
до прибытия сотрудников ГИБДД на место аварии, сообщите о факте и месте аварии в свою страховую компанию по телефону, указанному в полисе, (при этом не забудьте записать фамилию принявшего ваш звонок сотрудника СК). На месте ДТП обязательно заполните бланк «Извещение о ДТП».