Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила с инициативой разрешить страховщикам ОСАГО конкурировать по цене полиса при участии в конкурсах органов власти и естественных монополий. Как сообщила интернет-изданию «Газета.ru» начальник управления ФАС по контролю финансовых рынков Юлия Бондарева, ценовая конкуренция – это механизм запуска всего позитива, который может быть на рынке. Она улучшит сервисные условия.
В рамках тендера тарифную «вилку» предлагается протестировать в течение года и, в случае положительного опыта, распространить практику ценовой конкуренции на всю систему автогражданки. Для начала ценовой коридор при определении тарифов ОСАГО будет установлен в пределах 20 процентов, однако нижняя планка сохранится. Впрочем, ранее с похожим предложением выступило Министерство финансов России, предложившее введение свободных тарифов на ОСАГО. В целом, крупные страховщики не в восторге от этих инициатив.
По словам заместителя генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игоря Иванова, произойдет волна банкротств, потому что тарифы были рассчитаны с тем, чтобы прийти к точной оценке рисков: «Если допустить возможность понижения этих тарифов, то мелкие страховщики или авантюристы могут набрать обязательств, с которыми потом не справятся: они просто не смогут сформировать резервы. Неадекватность премий приводит к тому, что услуга будет оказана не в полном объеме или с большой задержкой».
Этого же мнения придерживается директор одной из страховых компаний Екатерина Гехт. «В случае введения свободных тарифов, конкуренция может принять самые чудовищные формы. На Западе шли к свободным тарифам десятилетиями. Мы также предполагали эволюционную форму отпуска тарифов – от установления их постановлением правительства, как сегодня, к регулированию профобъединением и в перспективе – к свободным тарифам. Однако это должна быть именно эволюция, и переход от этапа к этапу требует не только времени, но и создания соответствующих условий. На сегодняшнем этапе главной проблемой рынка является недобросовестная конкуренция, и процесс банкротства страховщиков ускоряется. Поэтому переход к фактическому снижению тарифа (в пределах расходов на ведение дела) этот процесс ухода страховщиков с рынка не только обострит – он полностью разрушит сам рынок ОСАГО», – считает г-жа Гехт.
Согласно закону об ОСАГО, 77 процентов от сборов страховщик направляет на формирование резервов (для осуществления выплат), а 23 процента – это расходы на ведение дела (печать полисов, содержание офисов, системы выплат и т.д.). То есть, по сути, введением свободных тарифов страховщикам предлагается сократить расходы на ведение дела и за счет этого сделать стоимость полиса ОСАГО дешевле. В результате введение свободных тарифов развяжет руки тем, кто до этого, вопреки закону, занижал тарифы и вел демпинговую политику по ОСАГО. Компании, которые сейчас находится в тяжелом финансовом состоянии, воспользуются установлением свободных тарифов и начнут открыто демпинговать в надежде набрать объемы – к чему приводит такая политика, мы уже неоднократно наблюдали.
Процесс массового исхода страховщиков с рынка ОСАГО начался еще в 2005 году с банкротства таких компаний, как «Авест», «Западно-Сибирская транспортная страховая компания», «Доверие», «Универсальный полис» и т.д. И этот процесс продолжался достаточно равномерно до 2009 года, когда на рынке ОСАГО произошел всплеск банкротств. В прошлом году рынок покинули 18 компаний – столько же, сколько за все предыдущие годы действия закона. К концу 2009 года по долгам ушедших компаний Российский союз автостраховщиков выплатил около четырех миллиардов рублей. Все это было предсказуемо независимо от общего состояния экономики в стране.
А что делать автовладельцам, чьи страховые компании обанкротились? «Все страховщики ОСАГО отчисляют три процента от сборов по этому виду страхования в специальные компенсационные фонды РСА, из которых союз выплачивает долги по автогражданке за оставшихся без лицензии страховщиков. Чтобы получить компенсационную выплату, пострадавшему в ДТП нужно подать соответствующее заявление и документы либо в РСА, либо в одну из компаний, уполномоченных союзом принимать заявления на компенсационные выплаты, – говорит Екатерина Гехт. – Дополнительную информацию по компенсационным выплатам, перечень документов можно узнать по круглосуточному телефону информационного центра РСА 8-800-200-22-75, а также на сайте РСА. А чтобы не попасть в подобную ситуацию, необходимо осознанно подходить к выбору компании. Тогда при наступлении страхового случая автовладелец сможет в рамках прямого урегулирования обратиться за выплатой в свою компанию».
Однако больших изменений в перераспределении рынка ОСАГО из-за банкротства малых страховых компаний не произойдет, поскольку на рынке ОСАГО велика концентрация бизнеса: 20 компаний-лидеров собирают 67 процентов премий. В Тюменской области двадцатка собирает 95 процентов. «Общий объем сборов у компаний, которые «стоят на выходе», достаточно небольшой, поэтому их уход не сильно изменит ситуацию в силу малого числа клиентов. Те перейдут к крупным страховщикам», – пояснила Екатерина Гехт.
По ее мнению, большую роль в привлечении и удержании клиентов сейчас играет система прямого урегулирования убытков. С 1 марта 2009 года пострадавший в ДТП может выбрать, в какую страховую компанию ему обратиться за выплатой: в свою или виновника. И все большее число автовладельцев обращаются за урегулированием убытка к своему страховщику. Если клиента обслужили качественно, он обязательно продлит договор. С введением системы прямого урегулирования автовладельцы стали более взвешенно выбирать страховую компанию.
Стоит отметить, что ОСАГО во всем мире является убыточным видом страхования, а в России – особенно, поскольку отечественный рынок еще не развит. Причина ухода большинства компаний – несбалансированный портфель, демпинговая политика, высокие комиссионные агентам. Крупные страховщики имеют возможность выровнять убыточность за счет работы с более рентабельными видами страхования и наличия широкой филиальной сети. Перекос же портфеля в сторону ОСАГО, каско приводит к тому, что страховщик не может выполнять обязательства перед клиентами. Одна из причин возникшей ситуации в том, что вход на рынок ОСАГО изначально был не ограничен, и на него пришли как серьезные игроки, так и те, кто не рассчитал силы или планировал собрать деньги и уйти.
В 2010 году уход компаний продолжится. За первое полугодие уже отозваны лицензии у нескольких компаний. Безусловно, на ситуацию повлияет и введение новых требований к уставному капиталу страховщиков, а также политика Федеральной службы страхового надзора, которая стала более жестко реагировать на снижение платежеспособности страховых компаний.