В правительстве продолжаются дискуссии по поводу повышения акцизов на топливо и транспортного налога. На совещании в Совете Федерации было принято решение об одновременном увеличении акцизов на бензин, но при этом идет речь и о сохранении транспортного налога – напомним, ранее предполагалось оставить лишь один источник формирования дорожных фондов. Так, начиная с 2011 года акциз будет увеличиваться на один рубль ежегодно вплоть до 2013 года. То есть рост налога на топливо приведет к удорожанию литра бензина на три рубля в течение трех лет, и не исключено, что стоимость самого сырья тоже изменится. В итоге автомобилисты по-прежнему будут отчислять в казну энную сумму за пользование автомобилем и заливать в бак еще более «заакцизенное» топливо.
Схему сохранения транспортного налога при увеличенных топливных акцизах предложил разработать Владимир Путин. На его взгляд, есть две возможности избежать острой налоговой нагрузки для автовладельцев: либо снизить ставки, либо вообще освободить от него некую льготную группу водителей. О последнем варианте более подробно рассказывает на официальном сайте общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» лидер Вячеслав Лысаков, который присутствовал на совещании: «Налог хотят отменить лишь для владельцев транспортных средств мощностью до 150 л. с. Депутаты почему-то считают, что более мощные авто принадлежат богатым людям. Таким образом, огромная масса автовладельцев, относящаяся к среднему классу и имеющая мощные и недорогие машины, будут обложены и налогом, и повышением стоимости топлива. Налицо явная политическая ошибка. Не учтено то, что Дальний Восток, Сибирь, Урал имеют огромное количество мощных «японок», стоимость которых отнюдь небольшая. Если мы оставим налог, а к нему сразу поднимем цену на топливо, неизбежна социальная дестабилизация и, до кучи к последним «радостям» автомобилистов, этот шаг гарантирует потерю нескольких миллионов голосов «Единой России» перед федеральными выборами».
На сегодняшний день владельцы машин с мощностью до 100 л. с. платят в среднем по 6,7 рубля за одну «лошадь», свыше 100 л. с. и до 150 – по 12,6 рубля, более 150 л. с. рассчитываются по ставке от 22,4 рубля. Получается, что в категорию льготников попадают автомобилисты, которые платят не самый «злой» налог. Для них более ощутимым становится подорожание бензина. К примеру, сейчас владелец автомобиля со средним расходом 10 л/100 км, годовым пробегом в 15 тысяч км при средней цене АИ-92 в 22 рубля тратит на топливо в год порядка 33 тысяч рублей. В следующем году при стоимости бензина в 23 рубля его расходы увеличатся на полторы тысячи. А в 2013 году он в лучшем случае будет платить за топливо по 37,5 тысячи рублей, что на 4,5 тысячи больше, чем сегодня. Видим, что отказ от транспортного налога в тысячу рублей оказывается менее значимым, чем рост цен на бензин.
Напоминаем, что за полный отказ от транспортного налога при росте акцизов выступил и вице-премьер Сергей Иванов: он считает, что водитель должен тратить деньги в зависимости от того, сколько ездит. Минтранс, в свою очередь, поддержал эту инициативу и предложил финансы по топливному налогу отчислять в специальные дорожные фонды, откуда будут черпать средства на содержание и строительство трасс и улиц.
Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на ИЦ «Кортес», сейчас акцизы за тонну АИ-92 и АИ-95 аналогичные – по 3992 рубля. Если средняя цена такого бензина на НПЗ в июне составляла 23 842 и 26 306 рублей за тонну соответственно, то в пересчете на литр получается примерно по 3-3,5 рубля налога. При увеличении акциза еще на три рубля мы получаем удвоенную налоговую нагрузку.
«Этот конкретный случай подтверждает, что наше правительство гнет свою линию, – считает депутат Госдумы, председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Еще в 2008 году Путин сказал, что они намерены удерживать высокие цены на бензин, поскольку от этого зависит благополучие наших нефтяных компаний, питающих бюджет страны. Этой политики правительство и придерживается. Причем автомобилисты сталкиваются с очередным обманом: сначала Иванов обещает, что отменят транспортный налог и компенсируют это ценами на топливо, сейчас его заявление обнуляется. Остается и налог, и акцизы повышаются. Я считаю, что никаких льготных групп не будет, потому что региональные бюджеты и так истощены. В общем, это типичная ситуация для нынешнего руководства страны».
Тем не менее Минфин готовит расчеты и по введению льготных категорий автовладельцев, и по системе снижения ставок транспортного налога, сообщают «Ведомости».
Окончательное решение по топливному и транспортному вопросу будет принято 29 июля на заседании президиума правительства РФ.
Кроме того, до сих пор не решен вопрос, каким именно образом собранные с автомобилистов деньги будут аккумулироваться и на что они будут тратиться. Одно из наиболее обсуждаемых предложений – создание специальных дорожных фондов.
Ранее мы писали, что предложенная схема отказа от транспортного налога в пользу акцизов на бензин имеет существенный минус – радикально увеличивает налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения и снижает ее на владельцев мощных автомобилей. Новая схема «акциз + налог» не решает проблемы, а скорее усугубляет ее.