Минфин РФ принял решение, как увеличить дорожные сборы. О том, что необходимо изменить вид налоговых обязательств для автомобилистов, в правительстве говорили уже давно.
Изначально планировалось, что транспортный налог будет отменен, однако налоговая составляющая станет еще одним ценообразующим фактором для бензина. То есть, де факто платить за эксплуатацию дорог будут только те люди, которые реально по ним ездят. Однако на днях Правительство РФ решило от такого варианта отказаться.
В планах правительства было повышение акцизов на бензин на 2 рубля в 2011 году и на 1 рубль в 2012-м, что позволяло полностью отказаться от транспортного налога: предложенные меры могли полностью покрыть бюджетные сборы. Однако в итоге было принято решение повышать цену более плавно, а от налоговых сборов не отказываться. Акцизы на бензин в расчете на литр топлива будут повышаться на 1 рубль в 2011, 2012 и 2013 годах.
Правда, от популистских заявлений Правительство РФ пока не отказывается. На данный момент заявлено, что транспортный налог будет снижен в два раза, а для автомобилей ауди мощностью до 150 л. с. вообще может быть обнулен. Однако не стоит забывать, что налоговые ставки утверждаются региональными властями, а на федеральном уровне законодатель вправе изменять только его максимальную ставку. И если представить себе, что максимальную налоговую ставку уже снизили в два раза, под понижение попадают только два региона, которые превысили этот уровень: Архангельская и Белгородская область. Никаких же законодательных механизмов, которые обязывают регионы снизить транспортный налог, пока не планируется. Более того, еще не прозвучало окончательное решение о том, получат ли региональные власти право обнулять налог для отдельных категорий транспортных средств: дело в том, что на сегодня автомобили мощностью до 150 лошадиных сил приносят в бюджет около 70% транспортного налога.
Тем временем автомобилисты и игроки рынка перевозок скептически относятся к тому, что региональные власти будут снижать транспортный налог по своей инициативе. «Я еще ни разу не видел, чтобы этот налог шел вниз, - рассуждает заместитель генерального директора ООО «МиМ» Юрий Мурзаев. - И мне сложно представить, что власть на такое пойдет. Это не в ее интересах. А значит, нагрузка на автомобилистов и перевозчиков просто снова повысится».
«Это все выглядит очередным государственным обманом, - рассуждает автомобилист Андрей Осипов. - Власть дала очередное красивое обещание, не сдержала его и сделала не менее красивое обещание, что снизит налог, которого она фактически сдержать не сможет – не ее компетенция. Абсурд».
Впрочем, даже если представить наиболее благоприятный вариант для автомобилиста: отмену налога для малолитражных автомобилей и снижение его в два раза для остальных транспортных средств – повышение налоговой нагрузки тем не менее будет ощутимым. Для обладателей продукции отечественного автопрома и недорогих иномарок эксплуатация автомобиля подорожает более чем в 10 раз, а реально выиграют только обладатели дорогих и мощных транспортных средств.
Тем временем средства, собранные с автовладельцев по новой схеме, пойдут на формирование дорожных фондов: федерального – 468,1 млрд руб. в год и региональных – 438,1 млрд руб. Чиновники считают, что данных средств хватит, чтобы вдвое увеличить затраты на ремонт оте- чественных дорог. Увеличение топливных сборов приведет к заметному подорожанию бензина. Цена 1 литра бензина Аи-92 через три года может вырасти с нынешних 23–24 руб. до 28 руб.
Справка
Транспортный налог на машину мощностью 150 л.с. 2004 года выпуска по ПФО:
Башкортостан, Республика 5250 руб.
Марий Эл, Республика 5250 руб.
Татарстан, Республика 5250 руб.
Нижегородская область 5250 руб.
Саратовская область 4500 руб.
Оренбургская область 4500 руб.
Ульяновская область 4500 руб.
Самарская область 3750 руб.
Пермский край 2850 руб.
Пензенская область 2400 руб.