ОАО «АвтоВАЗ» меняет систему расчетов с дилерами. Вместо постоянных скидок он вводит переменную маржу, которая предусматривает систему бонусов за соответствие предъявляемых автогигантом требованиям к объемам и качеству продаж. Это позволит автозаводу четче координировать работу своей сбытовой сети и избежать необоснованного завышения цен.
С 1 октября «АвтоВАЗ» планирует перейти на новую систему взаимодействия с дилерами, сообщили на предприятии. К этому дню с ними будут подписаны дополнительные соглашения, предусматривающие введение переменной маржи.
Справка
Дилеры нередко завышали цены на модели, на которые отмечался высокий спрос. «АвтоВАЗ» заинтересован, чтобы цены на его автомобили не выходили за рамки рекомендованных. Это позволит автогиганту повысить конкурентоспособность своей продукции. Благодаря такому контролю цены на вазовские машины не будут приближаться к иномаркам
Сейчас автозавод продает свою продукцию дилерам на 6,5% дешевле рекомендованной розничной цены. Теперь постоянная маржа снизится до 5,5%. Вместо этого «АвтоВАЗ» вводит для дилеров дополнительные бонусы - за выполнение объемов продаж, соблюдение корпоративных стандартов, потребительский сервис. «АвтоВАЗ» также будет премировать дилеров за наличие в их салонах машин в заводской комплектации, что позволит потребителям приобретать автомобили без лишних опций. Благодаря этой системе поощрений маржа дилера в общей сложности может достигать 7,9%.
Вместо квот с верхней планкой автозавод введет для дилеров планы минимальных продаж. Они будут устанавливаться исходя из потребительского спроса в регионе, предыдущих объемов продаж и характеристик салонов конкретного дилера. «АвтоВАЗ» также намерен более пристально следить за соблюдением рекомендованных цен. Если дилер не будет их соблюдать, объем бонусов для него может быть снижен. Точная методика расчетов пока не определена.
На предприятии отмечают, что новая система расчетов с дилерами поможет повысить объемы продаж, а также будет стимулировать компании обеспечивать высокий уровень сервиса.
По мнению президента холдинга «Автотрейд» Владимира Яркина, для «АвтоВАЗа» введение подобной системы расчетов с дилерами - вполне логичный шаг. «По подобной схеме работают все автопроизводители, - утверждает Яркин. - Заработок дилера должен зависеть от объемов и качества его продаж».
«Главная задача, которую пытается решить «АвтоВАЗ», - выстраивание долгосрочных отношений с дилерами с максимально четкой координацией совместной деятельности», - полагает аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Станислав Козицын. По его словам, у автогиганта часто возникали проблемы во взаимоотношениях с дилерами из-за недостаточной скоординированности работы. «Например, в некоторых случаях целесообразно ограничивать цветовую гамму продаваемых машин, - говорит Козицын. - Допустим, дилер заказывает партии по 3 или 4 машины разных цветов. Исполнение подобных заказов может приводить к нерациональному расходу краски». Он добавил, что даже в период наибольшего падения объемов продаж в некоторых автосалонах отмечался дефицит той или иной модели. «Сегодня одна из главных задач для автогиганта - обеспечить бесперебойную и скоординированную работу своей сбытовой сети», - подвел итог Козицын.
Сергей Удалов, заместитель генерального директора аналитического агентства «Автостат»:
- «АвтоВАЗ» сегодня стремится усилить контроль за ценами на свою продукцию. В долгосрочной перспективе дилерам «АвтоВАЗа» изменение системы расчетов выгодно: при выполнении всех требований автогиганта они смогут увеличить свою маржу. Но в ближайшее время некоторые компании могут потерять часть заработков, так как у них будет меньше возможностей манипулировать ценами при повышении спроса. Потребителям новая система расчетов позволит приобрести автомобили по более низким ценам и без дополнительных опций, которые зачастую им не нужны.