По данным статистики, опубликованной РБК, в июле 2010 года Россия вышла на второе место в Европе по количеству проданных автомобилей. Если в европейских странах продажи упали на 17,5% в сравнении с июлем 2009 года, то в России этот показатель вырос на 48%. Однако подняться с пятого места в рейтинге по итогам семи месяцев нашему рынку пока не удалось. Несмотря на это, специалисты считают, что подобная расстановка сил снова выводит Россию в приоритет для многих автокомпаний.
Июль стал самым неудачным месяцем для европейского автобизнеса за последние полгода. По данным РБК, июльские продажи едва перевалили за миллион, а это, к примеру, на 600 тысяч единиц меньше мартовского результата. Самые значимые потери зафиксированы в Греции (-64,3%), Германии (-30,2%), Италии (-25,9%), Испании (-24,2%). Тем не менее Германия остается лидером по абсолютным показателям – за месяц здесь продано порядка 238 тысяч автомобилей. Следом идут Франция, Италия и Великобритания. Активный прирост показали Ирландия (+69%) и прибалтийские страны, где увеличение продаж произошло в диапазоне от 20 до 30%. Однако, по мнению экспертов, эти государства с низкими абсолютными цифрами, на фоне которых любое изменение дает весомый процент. В общем, данные статистики говорят о естественном уровне спроса на автомобили, поскольку сейчас программы господдержки автопрома в этих странах уже закончились.
В это время в России отмечен активный спрос на автомобили. В июле рост составил 48% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. «Финмаркет» со ссылкой на аналитиков PwC сообщает, что такие подвижки вызваны утильпрограммой. Этот же проект и сокращение импорта переакцентировали спрос на иномарки отечественного производства. «На рынке есть позитивные тенденции, но их пока еще нельзя считать доказательствами коренных изменений», – считают специалисты этого агентства.
«На мой взгляд, потенциал к дальнейшему росту рынка есть и будет даже без госпрограммы, – считает коммерческий директор АК «Регинас» Сергей Попов. – Главное, чтобы в экономике сохранялась более или менее стабильная ситуация. Если произойдут новые «встряски», то большинство потенциальных клиентов снова отложат покупку до лучших времен, как было в 2009 году. По большому счету нынешний рост обусловлен выжидательным эффектом. Если у человека были средства на новый автомобиль, но в прошлом году обстановке не хватало определенности, сейчас он готов использовать свой шанс, поскольку ситуация выровнялась».
Несмотря на тяжелую обстановку на европейском рынке, автомобилисты этих стран предпочитают покупать новинки производителей. Основной интерес вызывают модели VW, Renault и Ford. Причем среди них наиболее популярны обновленные Golf, Polo, Megan, Clio, Fiesta, а к примеру, популярный у нас Ford Focus едва задержался в десятке интересных для Европы автомобилей. В России на первое место среди иномарок по объемам продаж вышли модели KIA, далее – Chevrolet и Renault. В нашей стране автовладельцы оказались более консервативны – большинство предпочитает покупать автомобили, которые на рынке давно известны.
«Тенденция к росту определенно существует, – утверждает технический директор компании «Техно-Моторс» Сергей Печенкин. – Июль этого года действительно стал одним из самых удачных месяцев для марки KIA. Результаты даже лучше, чем в 2008 году. На мой взгляд, клиентов привлекает и обновленная линейка моделей, и разумная ценовая политика бренда. Если говорить по рынку в целом, то рост определен некоторой стабилизацией экономики. При неизменных условиях, думаю, положительная тенденция сохранится. Результаты могли быть еще лучше, если бы у многих дилеров не возникали проблемы с поставками машин из-за заводских планов производства. А что касается приоритетов покупателей, то большую часть продаж дилерам действительно обеспечивают хорошо известные модели вроде Ford Focus, Renault Logan или KIA C'eed. Они проверены временем. Разумеется, есть и приверженцы конкретных марок и моделей, которые остаются верными своим предпочтениям, несмотря ни на что».
Специалисты PwC придерживаются весьма обнадеживающих прогнозов для российского авторынка. В Европе по окончании государственных программ продажи резко падали. Подтверждение этому – приведенная статистика. В России программа продолжается, и аналитики повышают прогноз количества проданных автомобилей по итогам года с 1,3 млн до 1,6 млн единиц. Для Европы за семь месяцев спад произошел незначительный – всего полтора процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако если тенденция к прогрессирующему снижению сохранится, то 2010-й, по мнению экспертов, может стать весьма печальным для европейского авторынка.