По итогам 7 месяцев российский авторынок вырос на 9% и составил почти 964 тыс. автомобилей. Июль и вовсе оказался рекордным по темпам роста — по сравнению с июлем 2009 г. продажи увеличились на 48%. Однако, эти радужные цифры не совсем точно отражают текущую ситуацию — докризисных объемов рынок еще не достиг. Более того, если смотреть на его структуру, то становится очевидно: отечественный автопром уступает пальму лидерства иномаркам.
Сомнительный рост
Данные по итогам продаж легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта на отечественном рынке представила Ассоциация европейского бизнеса в России (АЕБ). По данным компании, за первые 7 месяцев 2010 г. в нашей стране было реализовано 963,7 тыс. автомобилей, что на 9% превышает показатель за аналогичный период прошлого года (884,5 тыс.). При этом продажи в июле выросли почти наполовину — до 173,2 тыс. машин. «Несмотря на традиционный период отпусков и образовавшийся дефицит автомобилей, результаты продаж в июле оказались почти на уровне июня, - говорит вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян. - Оживление на рынке позволяет с оптимизмом смотреть на оставшиеся месяцы года. Тем не менее, в августе и сентябре возможно некоторое снижение темпов роста, обусловленное каникулами на большинстве российских заводов, а также чрезвычайной климатической ситуацией в целом ряде регионов центральной части России».
Факт
33,79 млн автомобилей числилось на 1 июля 2010 года на учете в ГИБДД РФ. Из них 14,3 млн шт. - автомобили производства «АвтоВАЗа». Среди иномарок лидирует Toyota - 3,06 млн шт.
Аналитики агентства «Автостат», в свою очередь, указывают на то, что зафиксированный рост рынка во-многом обусловлен эффектом «низкой базы». Ведь почти 50%-ный рост в том же июле российский авторынок демонстрирует по отношению к провальным результатам кризисного 2009 года. Если же сравнивать показатели 2010 с 2008 годом, то продажи автомобилей по-прежнему значительно отстают от прежних уровней. Так, за 7 месяцев 2008 года в России было продано свыше 1,76 млн автомобилей, то есть нынешние результаты примерно на 45% ниже докризисных. Примерно также обстоят дела и с продажами в июле (173,2 тыс. шт. в 2010 г. против 273,3 тыс. шт. в 2008 г.).
Государева помощь
Отечественный автопром в кризисный период пострадал очень сильно и спасти от полного краха его смогло только государство. Наиболее яркий пример — «АвтоВАЗ». Весь 2009 год завод находился на грани банкротства, а крайне низкие продажи не позволяли предприятию выйти даже «в ноль» - каждый месяц убытки нарастали. Итог понятен и прогнозируем: рекордный убыток за 2009 год в размере почти 50 млрд рублей. Избежать закрытия завода и полномасштабного социально-экономического коллапса в Тольятти помогло государство. Премьер-министр РФ Владимир Путин лично подключился к решению проблем автогиганта. Бюджет выделил рекордные объемы средств, что позволило «АвтоВАЗу» реструктуризировать кредиторскую задолженность и пережить самые трудные времена, когда рынок «стоял».
Уже в 2010 году поддержка государства вышла на новый уровень — в марте стартовала программа утилизации старых машин, успех которой превзошел все ожидания. В общей сложности за время действия программы в ее рамках было реализовано более 130 тысяч автомобилей. В рамках первого этапа программы утилизации выдано 200 тысяч сертификатов, из них более 190 тысяч оформлено контрактами. Об этом сообщил министр промышленности и торговли России Виктор Христенко. По его словам, в рамках второго этапа утилизационной программы зарезервировано 60 тысяч свидетельств в виде предварительных контрактов купли-продажи.
По расчетам аналитиков «Автостата», в нынешнем году программа утилизации обеспечила около 13,5% автомобильного рынка в России (в рамках первого этапа эта доля составляла порядка 10%). По расчетам агентства «Автостат», в июне-июле «утилизационные» машины заняли 17-18% рынка. При этом более 70% автомобилей, продаваемых по сертификатам, приходится на модели «АвтоВАЗа», который в последние несколько месяцев по программе утилизации реализует около 50% своей продукции.
Экспансия глобальных игроков
По прогнозам аналитиков, мировой автопром восстановится к 2014 году. Похоже, не станет исключением и Россия, однако, рынок явно будет значительно отличаться от докризисного по своей структуре. В первую очередь, можно говорить о том, что существенно вырастет доля иномарок, собираемых в нашей стране. Уже сейчас их выпускается больше, чем отечественных машин. По данным «АСМ-Холдинга», в первой половине 2010 года на долю иномарок пришлось 53,2% от общего объема выпуска легковых автомобилей (260,2 тыс. машин при общем объеме выпуска 489,1 тыс.). Напомним, что по итогам 2009 года на долю иномарок приходилось лишь 46,8% от общего объема производства, а в 2008 году и их доля была еще меньше – 40,3%.
Не менее впечатляющими выглядят и другие цифры. По состоянию на середину 2010 года, по данным «Автостата», на долю иномарок приходится уже 42,3% автопарка России. Напомним, что пять лет назад (в 2005 году) доля иномарок была почти в два раза меньше - 21,5%, а десять лет назад вообще не превышала 15%. Аналитики также говорят, что если смотреть на структуру парка в возрасте до 10 лет, то превосходство иномарок становится еще более очевидным. В этом возрастном сегменте на долю иностранных брендов приходится 56,3% легкового автопарка. В тоже время, среди машин старше 10 лет от роду, доля иномарок составляет всего 30%.
На этом фоне особенно тревожным для отечественных игроков выглядит тот факт, что продажи иномарок растут быстрее, нежели машин традиционных российских брендов. При этом, в первую очередь, восстанавливаются после кризиса продажи премиум-сегмента. Так, уже превысили показатели 2008 года Audi и BMW, вплотную к ним подошли продажи Mercedes. «В сегменте машин премиум-класса большую роль сыграла ситуация отложенного спроса, который начал активно восстанавливаться по мере выхода автомобильного рынка из кризиса, - размышляет аналитик ИК «АТОН» Юлий Матевосов. - С одной стороны, возрастал спрос состоятельных граждан, которые готовы выкладывать серьезные суммы на приобретение дорогих автомобилей. С другой стороны, возрастал спрос и покупателей-юридических лиц. Это частные компании и госструктуры, приобретающие автомобили для своих сотрудников. По мере оживления экономики они стали более активно выделять средства на эти цели».
Кроме того, «в плюс» вышли такие марки как Volkswagen и Citroen, близки к докризисным показателям Kia и Skoda. В то же время продажи лидера отечественного автопрома «АвтоВАЗа» пока значительно уступают докризисным показателям. Если за 7 месяцев 2008 года в России было продано более 378,7 тыс. автомобилей Lada, то по итогам 7 месяцев 2010 г. ВАЗу удалось реализовать лишь 272,6 тыс. машин, то есть почти на 30% меньше. У других отечественных игроков ситуация схожая. Примерно на четверть отстает от докризисного уровня УАЗ, более чем в 2 раза — ГАЗ.
Перспективы туманны
«Тенденция к увеличению доли иностранных компаний на российском автомобильном рынке объясняется появлением в России заводов иностранных производителей, в результате чего их продукция стала доступнее для отечественного потребителя, - говорит ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. - А также тем, что отечественные автовладельцы «распробовали» иностранные машины, привыкли к их комфорту и отменным техническим характеристикам. Поэтому многие потребители не хотят больше ездить на отечественных машинах, качество у которых пока ниже, чем даже у подержанных иномарок».
Впрочем, на самом «АвтоВАЗе» не склонны драматизировать ситуацию. «Автомобили Lada сегодня занимают первые четыре строчки в рейтинге наиболее продаваемых автомобилей на российском рынке, - заявили «Времени» в пресс-службе автогиганта. По итогам продаж за 7 месяцев 2010 года лидером на рынке стала модель Lada Priora с результатом 70,8 тыс. шт. На втором месте - «классика», на третьем — Samara, на четвертом — Kalina. Маркетологи “АвтоВАЗа” сейчас делают ставку на новые проекты – Lada Granta (low-cost) и новый проект совместно с Renault – R90. “Для усиления своих позиций на российском автомобильном рынке “АвтоВАЗ” ведет комплексную работу по всем направлениям деятельности, - сообщают в пресс-службе. - В том числе: реструктуризация компании, формирование новой панели поставщиков, благодаря которой происходит серьезное повышение качества выпускаемых автомобилей, внедрение дополнительных новых опций и расширение комплектаций автомобилей, расширение продуктовой линейки, в том числе, в новых для «АвтоВАЗа» рыночных нишах (MPV, CDV), усиление позиций в традиционной для компании нише - доступных автомобилей (low-cost)”.