В понедельник, 30 августа, исполнилось 130 лет со дня открытия движения по Александровскому (Октябрьскому) мосту через Волгу. В честь этого события рядом с мостом представители Куйбышевской железной дороги установили памятную стелу.
Мост в районе города Октябрьска является на сегодняшний момент единственым железнодорожным мостом в Самарской области.
Его открытие состоялось 30 августа 1880 года. Для тогдашней России он явился первым железнодорожным мостовым переходом через Волгу в её среднем и нижнем течении. Соединив Запад с Востоком, Сибирь и Среднюю Азию, мост стал главной железнодорожно-транспортной артерией, самым длинным в Европе и самым совершенным по выполнению и расчету.
Проект моста разработал выдающийся русский инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения профессор Петербургского института путей сообщения Николай Белелюбский. Грандиозные планы ученого воплощал в жизнь талантливый инженер-мостостроитель Владимир Березин. Сборкой моста заведовал молодой инженер Константин Михайловский. В 1876 г. началось возведение моста. Строительство его из-за стратегической важности курировал лично император Александр II. Металлические пролеты были заказаны в Бельгии, опоры выполнялись из местного жигулевского известняка, ледорезы покрывали выборгским гранитом. В районе сооружения моста была построена новая станция Оренбургской железной дороги «Правый берег реки Волги». К строительству моста в качестве рабочей силы были привлечены несколько тысяч крестьян Симбирской, Самарской и Оренбургской губерний. Стройка продолжалась четыре года.
Общие затраты на строительство моста составили 7 млн золотых рублей. Длина мостового перехода – 1436 метров.
В 1918 году два пролёта моста взорвали отступающие войска.
В 1949 году было принято решение о создании второго пути на мосту, строительство которого закончилось в 1957 году.
В 2004 году была завершена реконструкция моста, в ходе которой были заменены пролётные строения.
«Этот мост уникален тем, что решения, которые были применены при строительстве, актуальны до сих пор, – констатирует заместитель начальника Куйбышевской железной дороги филиала ОАО РЖД по инфраструктуре Андрей Здебский. – Если смотреть, насколько он долговечен, то испытания московской водолазной станции в прошлом году показали, что он настолько надежен, что опорные конструкции не претерпели никаких изменений. Поэтому, думаю, он установлен на века».