В августе рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России продолжил расти. Продажи новых автомобилей за первые восемь месяцев этого года выросли на 14%, или на 139 тысяч 85 единиц, по сравнению с тем же периодом 2009 года. Рост продаж в августе составил 51%, или 57 тысяч 115 штук, по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщает Ассоциация европейского бизнеса.
Первое место по продажам занимают автомобили АвтоВАЗа, также в десятку самых продаваемых марок вошли: Chevrolet, Kia, Renault, Hyundai, Ford, Toyota, Daewoo, ГАЗ и Nissan. В десятке лидеров по моделям среди легковых автомобильных марок, наиболее продаваемых с начала года, восемь производятся в России.
«Продолжающийся тренд по восстановлению рынка, несмотря на то, что август является традиционным отпускным месяцем, – безусловно, очень обнадеживающий знак. У нас были некоторые опасения касательно возможного влияния смога на продажи в августе, но кроме более низкой посещаемости автосалонов дилеров в этот и без того спокойный месяц мы не заметили никаких других изменений. Мы также ожидаем значительного позитивного влияния на продажи Московского международного автомобильного салона (ММАС) 2010, который прошел с 27 августа по 5 сентября в Выставочном центре «Крокус Экспо». В ходе автосалона представлено восемь мировых, семь европейских и 62 российских премьеры. Предварительные оценки покупательского интереса к новым автомобилям на ММАС 2010 позволяют надеяться на то, что продажи в оставшиеся четыре месяца текущего года продолжат расти», – прокомментировал показатели председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас.
По мнению представителей АЕБ, активный рост российского рынка дает основания полагать, что продажи будут расти и в следующем году, и не снизятся после окончания программы по утилизации, как это было в Германии. Этому будут способствовать вывод на рынок новых моделей российского производства, отложенный спрос, ограничения на импорт подержанных автомобилей и низкие ставки финансирования.
Как пишет «Коммерсантъ», на докризисный уровень роста (50%) российский авторынок вернулся еще в июле, но пока этот рост высчитывается к падающему рынку 2009 года. Более того, продажи в августе были даже ниже, чем в июле (на 2,6%). Однако основатель группы компаний «Рольф» Сергей Петров не видит в этом трагедии: по его словам, в целом рынок устойчиво растет, а незначительное снижение в июле, скорее всего, объясняется тем, что поставки машин в Россию не успевают за спросом и по многим моделям наблюдаются очереди.
Самым продаваемым автомобилем на рынке впервые с начала кризиса стала классическая Lada, которая очень популярна из-за программы утилизации. Ее продажи с начала года росли быстрее рынка (на 78%), а в августе увеличились сразу на 195% (продано более 80 тысяч машин). Но с 2011 года продажи «классики» наверняка начнут падать вслед за отменой программы утилизации, считает представитель АвтоВАЗа Игорь Буренков. Самой продаваемой иномаркой в августе стала Daewoo Nexia, а по итогам восьми месяцев – Renault Logan. Лучшая динамика у RAV4, Peugeot 308, Skoda Octavia и двух моделей Kia – Rio и Cee`d.
В то же время эксперты аналитического агентства «Автостат» составили два возможных сценария развития российского рынка. Оптимистичный предполагает, что в этом году на российском рынке будет продано порядка 1,75 миллиона новых автомобилей (без учета сегмента LCV). Это на 22% выше прошлогодних показателей. При этом цифра в прогнозе могла быть еще выше, поскольку спрос несколько опережает предложение. Этот сценарий базируется на предположении, что в России в ближайшем будущем не будет никаких экономических катаклизмов, а сбережения граждан под влиянием снижения банковских ставок по вкладам и обесценивания денежных средств будут перетекать в дорогостоящие товары, в том числе и автомобили.
При оптимистическом варианте развития событий в 2011 году уровень продаж новых автомобилей превысит отметку в два миллиона машин, а в 2013 году приблизится к рекордному уровню 2008 года – 2,6–2,8 миллиона единиц. В 2014 году может быть побит докризисный рекорд – более трех миллионов автомобилей.
Пессимистичный сценарий предусматривает замедление темпов восстановления мировой экономики и снижение цен на энергоресурсы. В этом случае прогноз на 2010 год предусматривает объем рынка в 1,65 миллиона машин. В 2011 году динамика составит всего 6–7% до 1,75 миллиона автомобилей, а уровень в два миллиона будет достигнут лишь в 2012 году.