До конца года все кольцевые развязки Самары станут главными. Это станет возможным благодаря поправкам, внесённым в правила дорожного движения. Самарские автомобилисты считают, что это должно благоприятно отразиться на общей ситуации движения в городе.
В настоящее время, согласно генеральному плану Самары, в городе действует 22 кольцевых развязки и рекомендуется ещё столько же. Главными круговыми перекрёстками в Самаре считаются кольца на пересечениях Московского шоссе и Авроры, улицы Промышленности и Авроры, Московского шоссе и проспекта Кирова.
Как известно, у кругового перекрёстка, или иначе перекрёстка с круговым движением, есть огромное количество преимуществ, по сравнению с обычными регулируемыми перекрёстками. В первую очередь это повышение пропускной способности на перекрёстках с интенсивным движением – движение осуществляется не по жёсткому алгоритму, заданному сменой огней светофора, а по занятости-разгруженности пересекающихся дорог. Во-вторых, это сокращение времени ожидания, возможное опять-таки из-за отсутствия запретительных огней светофора. В-третьих, количество путей, соединённых перекрёстком может достигать адекватного максимума и зависит только от диаметра внутрикольцевого полотна, тогда как регулируемый перекрёсток с четырьмя и более полосами очень сложен для реализации и нуждается в особой, точно разработанной сигнальной схеме. Наконец, в-четвёртых, дополнительными преимуществами кольцевых развязок являются лучший экобаланс (минимум шума и выхлопных газов от ждущих машин) и уменьшение затрат на содержание (отсутствие светофоров).В России, как правило, все круговые перекрёстки являются нерегулируемыми, хотя в Автограде можно найти почти на каждом кольце по действующему светофору.
По сообщениям официального сайта ГИБДД России, «кольцевых» изменений следует ждать с 20 ноября. Изменения было решено внести после многочисленных жалоб последних лет в органы Госавтоинспекции: водителей не устраивали трудности и заторы, возникающие при круговом движении. Для облегчения жизни автолюбителей и были приняты инициативными ГИБДД соответствующие поправки в ПДД. Теперь каждый водитель вне зависимости от того, в каком городе он находится и перед каким пересечением дорог стоит(будь то даже трасса федерального назначения), может не задумываться, в какой очерёдности ему проезжать кольцо. В приоритете будет стоять всегда находящийся внутри кольца, желающий же въехать в круг обязан уступить дорогу. При въезде на круг будут устанавливаться дорожные знаки «Круговое движение» в сочетании со знаком «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено».
Хочется напомнить, что в Европе «главность» кольца является неоспоримым фактом, пересекая границы одной европейской страны и въезжая в другую, вы не задумываетесь, какие здесь знаки и кому ехать первым. Сокращается время на лихорадочный поиск приоритетности, соответственно, увеличивается безопасность движения.
В Самаре в пределах одного города существуют разные законы для сходных дорог. Безусловно, может быть объяснимо, что проспект Кирова – это автомагистраль общегородского назначения, а улица Стара-Загора – районного. Тем не менее, приоритетность полосы по Кирова не решает вопроса ежедневных заторов - пробка при въезде на участок, ведущий к шоколадной фабрике, начинается уже на кольце.
Данная мера урегулирования уличного движения, с одной стороны, должна убрать хаос проезда кольцевых дорог, с другой стороны, решить проблему ежедневных городских пробок. Выполнимы ли подобные задачи? Хаос решение наверняка уберёт, а вот проблему городских пробок – вряд ли. В настоящее время город отстаёт по развитию автомобильных дорог : отсутствие не только кольцевых, но многоуровневых развязок создаёт неодолимые препятствия в процессе движения. Традиционность же проезда кругового перекрёстка является в данном случае очередным шагом на пути к цивилизованному транспортному функционалу. В любом случае поправка в ПДД избавить город от пробок не сможет, а лишь облегчит ежедневный трафик. Идеальным вариантом сегодня может стать подключение светофоров на уже существующих кольцах. Алгоритм действия уже отработан в Тольятти: ночью руководит мигающий жёлтый – приоритетность движения устанавливается знаками, днём же фигурирует обычная схема переключения красного на зелёный «глаз». Безусловно, для этого необходим предварительный ежедневный мониторинг, должны быть установлены системы отслеживания скорости трафика, времени заторов, способности рассасывания тех или иных участков дороги в разные часы. Ранее такие проекты уже существовали на бумаге, но теперь, даже уже поставленный на пересечении двух основных и самых загруженных автомагистралей светофор (Московское шоссе и проспект Кирова) продолжает молчать, расставляя лишь чёрные стрелки в пространстве.
Редактор «Дальнобойщик-Регион» и исполнительный директор НП перевозчиков «Поволжье» Татьяна Васильева положительно относится к подобным изменениям. «Теперь не надо будет задумываться, перед каким кольцом стоять, а перед каким не стоит. Особенно полезно это будет для перекрёстка на ул. Промышленности-Авроры, так как ежедневно там образуется такая пробка, что пересечение её в часы пик представляется невозможным. И если на кольце Московского-Авроры иногда осуществляется ручное регулирование, что существенно разгружает дороги, то на Промышленности такого увидеть нельзя. Ситуация обозначения «другой» приоретности, – считает Татьяна Васильева, – должна решить эту проблему. Более того, теперь можно воспользоваться и положительным тольяттинским опытом в отношении светофорного регулирования перекрёстков».
По мнению же депутата городской думы Владимира Сюсина,такая мера должна обеспечить прежде всего безопасность движения, а вот на скорости и уменьшении пробок подобные изменения отразятся вряд ли – если и же и будет какой-то результат, то, скорее всего, незначительный. «В первую очередь, – считает господин Сюсин, – сократятся ДТП. Водители,даже иногородние, будут знать, как им ехать. А те, кто не учил правила ПДД, смогут легко освоиться и запомнить, что перед кольцом всегда надо останавливаться».