Выиграет ли ГИБДД войну за дорожную безопасность? На чьей стороне водители? Чего следует ждать автолюбителям на самарских дорогах в следующем году? На эти и другие вопросы ответили участники круглого стола, который состоялся в Самаре. Представители ГИБДД рассказали, что причиной частых ДТП служит алкогольное опьянение и превышение скорости на 40-60 км\ч. Областные чиновники в свою очередь поведали о проблемах недостатка трудовых ресурсов и материального обеспечения. И те и другие пообещали снизить количество ДТП и степень их трагичности.
По статистике, в области ежегодно совершается более 5,5 тысяч ДТП. По мнению исполняющего обязанности начальника УГИБДД ГУВД по Самарской области Виктора Митника, в решении этой проблемы есть положительная динамика. «Динамика прежде всего наблюдается в подходе к решению назревших проблем. На данный момент можно говорить о комплексном подходе – существует городская, областная, федеральная целевые программы. Силы всех ведомств сейчас направлены на снижение аварийности и на снижение последствий ДТП», – заявляет господин Митник.
«Основная причина ДТП, – рассказывает и.о. начальника УГИБДД ГУВД по Самарской области, – это несоблюдение скоростного режима. Более 300 тысяч владельцев авто, нарушающих режим, задерживают каждый год. Причем чаще всего тех водителей, которые едут на 40-60 км/ч выше положенной. То есть со скоростью, при которой происходит опрокидывание автомобиля и другие тяжелой ситуации. Это, на мой взгляд, вопрос психологический. Общество сейчас разделилось на две половины: люди, которые соблюдают закон, и люди, которые под различными предлогами начинают тормозить то или иное решение, препятствовать урегулированию правовых норм».
Сложная ситуация объясняется наличием на дорогах неопытных, часто плохо обученных водителей. Виктор Митник рассказал: «Когда мы в «ручном» режиме принимали экзамен, 90% курсантов после обучения на площадках не могли сделать элементарные фигуры вождения. Не говоря уже о том, чтобы припарковать автомобиль около бордюра. Явно, что молодой курсант, который завтра попадёт на дорогу, не способен в сложной дорожной ситуации адекватно управлять транспортом... Масса столкновений каждый день происходит в городе, и те «заторовые» ситуации, которые мы видим на дорогах, как правило, создают водители, по статистике имеющие опыт вождения от 1 до 3-х лет».
ДТП на проезжей части с участием пешеходов и водителя часто связано с отсутствием рядом места для движения пешехода – элементарного тротуара.
В ближайшее время, предупредил Виктор Митник, следует ожидать всплеска аварийности в связи с переходом на московское время. Тёмное время суток, во время которого происходит большое количеств ДТП, будет начинаться уже где-то в три часа дня. В данном случае соответствующие службы должны обеспечить повсеместное искусственное освещение улиц. Не только магистральных, но и внутриквартальных и дворовых.
По поводу частых случаев попадания в ДТП несовершеннолетних детей господин Митник заявил, что ответственность за безопасность ребёнка лежит на родителях и на том образовательном учреждении, где он учится. По его мнению, необходимо проводить последовательную профилактическую работу.
Особо опасная ситуация, по словам представителя ГИБДД, сложилась с владельцами скутеров и мопедов. Не соблюдая правила дорожного движения, водители – чаще школьники – провоцируют ДТП: более 100 человек пострадало в этом году только от мокиков. На территорию России их сейчас уже ввезли больше 300 тысяч. Значительно усугубляют ситуацию относительная дешевизна транспортных средств и отсутствие необходимости регистрации их прав. Такое положение вещей должно измениться в следующем году, надеется Виктор Митник. Он напомнил, что 1 марта 2011 года начинает действовать новое водительское удостоверение. От старого оно отличается только наличием штрих-кода. Также должны ввестись новые категории, в том числе категория М, предназначенная специально для урегулирования движения скутеров на дорогах.
На круглом столе был также поднят вопрос об отсутствии общей медицинской базы жителей города Самары. По словам Виктора Митника, такая база значительно бы облегчила работу сотрудников, проводящих медицинский осмотр и дающих медицинскую справку на право вождения транспортного средства. В базе должно быть указано: страдал или страдает человек наркоманией, имеет ли неуравновешенную психику, отклонения в поведении и т.д. Это дало бы чёткие основания для отказа в выдаче справки.
Впрочем, руководитель управления организации медицинской помощи взрослому населению министерства здравоохранения и социального развития Самарской области Сергей Кузнецов заявил, что такая общая открытая медицинская база существовать не может. Так как на данный момент в Самаре много негосударственных коммерческих заведений, которые выдают справки населению.
Их профессиональная аккредитация осложняется тем, что по закону без основания частников можно проверять не больше двух раз в год. Информация же о здоровье человека является конфиденциальной, потому министерство не может рисковать, предоставив личные сведения такому большому количеству непроверенных лиц.
Как рассказал господин Кузнецов, в целом за последние два года в губернии снизилось количество ДТП со смертельным исходом. Всего в результате ДТП гибнут 300-400 человек в год. При этом 4 300-400 человек умирают сразу на месте аварии, еще около 300 – в больницах в течение семи дней после происшествия.
В этом году Самарская область вступила в федеральную программу по улучшению медицинского обслуживании: планируется открытие травмоцентров, занимающихся непосредственно оказанием помощи пострадавшим в ДТП.
На выделенные федеральные деньги приобрели компьютерные томографы, рентгеновские и наркозно-дыхательные аппараты и другое оборудование. Всего в течение года будет открыто 9 заведений. Травмоцентры первого уровня будут находиться в больнице Калинина в Самаре и городской больнице №5 в Тольятти, травмоцентры второго и третьего уровня будут располагаться вдоль трассы М-5.
Также около Самары откроют два модульных центра – в районе Курумоча и в районе Переволок. С 1 декабря 2010 года программа официально вступит в действие. Но открытым остаётся кадровый вопрос. По словам Сергея Кузнецова, в Самаре наблюдается острая нехватка реаниматологов: «На данный момент больницы укомплектованы реаниматологами на 50%, то есть каждый врач работает за двоих. Для успешности программы необходимо ещё 60 реаниматологов, но проблема будет решаться».
Информацию об изменениях на участках федеральных дорого предоставил руководитель управления аналитик и прогнозирования Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Вадим Власов. В область курирования министерства входит 7 000 км автомобильных погонных дорог, в том числе те, которые проходят в городе Самара: дороги от «Макдональдса» до моста через Сок, улицы Ново-Садовая, Демократическая, Красноглинское, Волжское и Московское шоссе.
На этих участках основные работы были проведены по нанесению разметки, ставятся вопросы по поводу транспортных развязок. На данный момент ведётся разработка проектной документации по проектированию надземных переходов на пересечении Революционной и Московского шоссе.
Сроки реализации зависят от финансирования. «Необходимо понимать, что проекты должны соответствовать новым требованиям. Например, обеспечивать проезд маломобильных групп, а это требует дополнительных средств», – говорит Вадим Власов.
В ближайшее время в местах крупных ДТП – к примеру, на улице Демократической – будет проведено освещение. Также проводится монтаж барьерного металлического ограждения.