В ближайшее время в Самарской области планируется создание дорожного фонда. Об этом на прошедшей 30 сентября пресс-конференции заявил министр транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Валерий Матвеев. Теперь налоги, собранные с автомобилистов, должны будут поступать не в областной бюджет, а идти непосредственно на ремонт дорог.
Федеральный дорожный фонд был создан указом президента в июле этого года и призван аккумулировать средства на создание и строительство дорог. В РФ на данный момент существуют Федеральный дорожный фонд и территориальный. В подобных ресурсах используют только внебюджетные средства, то есть все, что собрано, в идеале должно идти не на общее распределение, а направляться на реконструкцию и содержание дорог, а также на приобретение дорожно-эксплуатационной техники. Источниками образования дорожных фондов в РФ являются налог на реализацию акцизов, налог на владельцев транспортных средств, налог на приобретение автотранспортных средств и налог на самих пользователей автомобильных дорог. Также в ход пойдут средства от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций и т.д. Напомним, что базовую ставку транспортного налога с 2011 года снизят в два раза, а акцизы в течение последующих трех лет будут ежегодно увеличиваться на рубль. Регионы же теперь сами будут определять свою транспортную ставку, руководствуясь рекомендациями правительства и знаниями о собственных нуждах.
Валерий Матвеев заявил, что в ноябре 2010 года рассмотрят вопрос о создании федерального дорожного фонда в Самарской области. Уже подготовлены все соответствующие документы и направлены на рассмотрение правительству Самарской области. «Идея создания фонда в целом получила поддержку со стороны губернатора. Как ни странно, мы не получили больших возражений со стороны нашего министерства финансов. Теперь, совместно с минфином, идет обработка ряда вопросов», – рассказал министр. Если решение будет принято, фонд наряду с фондом федерального правительства вступит в силу с 1 января 2011 года.
Каким может быть объем дорожного фонда в губернии? По словам Матвеева, если провести аналогию с федеральным бюджетом, то необходимо сложить объем финансирования 2010 года, деньги, полученные от акцизов и транспортный налог. Так как регионам предоставлено самим варьировать свою транспортную ставку, то теперь стало возможным снизить ставку автомобилям, чья мощность не доходит до 150 «лошадей». «Получается, можно освободить все наши «Жигули», которые на данный момент являются самым массовым автомобилем на территории региона, – рассуждает Матвеев. – И если в этом году мы собираем около 1 млрд 700 рублей, то на следующий год эта сумма раза в три уменьшится».Но по мнению министра, прибавка к бюджету 2010 года может составить не менее 4 млрд рублей, поэтому на эти средства можно закончить долгостроящиеся объекты. Например, можно доделать за два года магистраль Центральную.
Эта дорога, которая в проектах проходит параллельно Московскому шоссе и соединяет улицу Гагарина с Ракитовским шоссе, до сих пор не достроена. По планам она должна была открыть еще один путь, помимо Ново-Садовой и Московского, прямого движения из центра города за его пределы. «Центральная», по словам Матвеева, уже долгое время является головной болью министерства,и вопрос об окончании ее строительства не раз обсуждался в кабинете губернатора. «Но устраивать трассу за миллиард рублей для гоночных автомобилей как-то нецелесообразно. Окончание же проекта будет зависеть от планирования бюджета на 2011-й год», – считает министр. Первый этап строительства – от выхода из город до Ракитовского шоссе с выполненными развязками – по возможности закончат в ближайшее время. Но для этого потребуется требуется не менее 5-6 млрд рублей.
«Надо понимать, что денег не безмерное количество, необходимо расставлять приоритеты. Пока мы заморозили этот объект, потому что были не состоянии потянуть его полностью. При начале самого строительства был не отлажен вопрос о его финансировании. Как станет известно распределение средств на следующий год,прояснится и эта проблема. Конечно, нам может помочь дорожный фонд».
Пока же по министерской приоритетности стоят дороги, обеспечивающие безопасность движения транспорта, перевозящего людей. Это пути, по которым проходят школьные автобусы. Затем следуют недосторои (Кировский мост), а затем – дороги, соединяющие населенные пункты – чаще всего это асфальтовые полотна в районах, между которыми трасса является жизненно важной нитью соединения. После всех перечисленных пунктов в списках уже обозначают дороги городского назначения.
Тем не менее, по словам министра, создание дорожного фонда должно решить многие проблемы, и если он все-таки будет создан, то строительство необходимых дорог пойдет намного быстрее.