Представители ГИБДД опасаются, что с переходом на зимнее время ситуация на самарских дорогах может кардинально изменится. Сейчас в Самаре темнеет уже в 18:00, так как губерния живет по московскому времени. Следовательно, с переводом стрелок часов еще на час назад темное время суток наступит еще раньше – чуть ли не в 15:00. А по статистическим данным, в темное время суток увеличивается не только количество, но и тяжесть ДТП.
В первый раз Самарскую область пытались перевести на московское время еще в 1989 году. Однако два года спустя такой проект признали неудачным. Дискуссии на эту тему вели и в 2008 году. Один из аргументов: переход позволил бы избавиться от путаницы в железнодорожном и «воздушном» расписании, а также дал бы самарцам возможность не переводить стрелки при просмотре программ центрального телевидения. Тем не менее явными оказались и недостатки такого перехода: достаточно ощутим перерасход электроэнергии, как следствие – повышенные тарифы на свет. Также, по мнению медиков, у многих жителей могут сбиться биологические часы. В ноябре 2009 с подачи Дмитрия Медведев вопрос с переходом на московское время был закрыт, и в 2010 Самара уже перешла на новое время.
Сложности при переходе на московское время в ближайшее время ощутят и самарские автолюбители. Трудность вождения автомобиля в темное время суток ни для кого не секрет: ухудшается дальность и четкость обзора, увеличивается нагрузка на зрение, напряженное внимание за дорогой ведет к преждевременной усталости водителя. Все эти факторы повышают вероятность ДТП, и вместе с тем ухудшают общую ситуацию на дорогах: частые аварий приводят к заторам, увеличивается время в пути от работы к дому – и все это происходит опять-таки по окончании светового дня. «Если раньше в Самарской области темнело около четырех-пяти часов дня, то теперь это время сокращается до трех-четырех. В связи с этим можно ожидать всплеска ДТП в ближайшее время», – говорит замначальника УГИБДД ГУВД по Самарской области Виктор Митник. И статистика свидетельствует об этом же.
Темное время может негативно сказаться и на здоровье водителей, а также важном для безопасного вождения органе – на глазах. «Многочасовая же работа при искусственном освещении просто не физиологична для глаза», – рассказали Doroga63.ru в офтальмологическом отделении больницы имени Калинина.
У самарских медиков пока нет результатов каких-либо исследований по поводу влияния на зрение отсутствия естественного освещения. Тем не менее врачи констатируют: нагрузка на зрение повышается, и к концу дня итак уставшим водителям придется еще больше напрягать свои глаза и различать движущиеся предметы, адекватно на них реагировать. По мнению медиков, особенно актуальна сложившаяся ситуация будет для близоруких автовладельцев.
Самарские автовладельцы пока не могут объективно оценить последствия введенного московского времени. Их мнения на это счет расходятся: некоторые считают, что в зимний период в Самаре и раньше ездили по «темным» дорогам, другие же считают, что неблагоприятных результатов не избежать. «Как водитель очень негативно отношусь к переходу на московское время. В темное время видимость ухудшается. С работы все будут ехать где-то в шесть часов, стемнеет уже давно. Все будут усталые, и, наверняка, увеличатся мелкие аварии. К тому же в темноте практически не видно пешеходов, которые сейчас, где хотят, там и перебегают проезжую часть. В некоторых местах их становится видно, когда совсем близко подъезжаешь, и фары освещают перебегающую в метрах пяти фигуру. Недавно я сама была свидетельницей аварии, случившейся на Московском шоссе в ночное время. После ДТП машины можно назвать просто автохламом», – делится впечатлениями водитель с четырехлетним стажем Дарья Пономарева.
На данный момент в Российской Федерации во времени второго часового – «московского» – пояса находятся 34 субъекта. Кроме Самары, в марте 2010 года к этим 34-м прибавилась и Удмуртия.
По данным Фонда социальных исследований, при опросе населения в 2009 году 33% жителей Самарской области полагали, что переход на московское время будет благоприятным для региона в целом. Примерно столько же – 30% опрошенных считали, что этот шаг будет неоправданным. Остальные затруднились с ответом.