В ноябре 2010 года в силу вступают изменения к правилам дорожного движения. Новые правила коснутся как важных теоретических понятий, так и внешнего вида транспортного средства, а также увеличения штрафов за нарушения, и более чётко очертят «дорожные» взаимоотношения пешеходов и водителей. Как соответствовать положенным ГОСТам, и что необходимо помнить, выезжая на проезжую часть, журналистам рассказал замначальника УГИБДД ГУВД по Самарской области Виктор Митник.
– Виктор Маркович, почему российские законодатели решились на столь неоднозначные поправки к ПДД?
– Мы приближаемся к европейским стандартам. Есть международная конвенция по безопасности дорожного движения, есть целый свод правил, который регулирует поведение водителей на личных авто на территории Европы. Мы не можем оставаться в стороне от всего этого.
– Как должен измениться внешний вид автомобиля?
– Прежде всего это будет касаться движения транспорта с включёнными фарами ближнего света или ходовыми огнями. Если раньше такое правило действовало только за пределами городов, то сейчас его распространили повсеместно. Главное в дорожном движении – обозначить транспортное средство – повышенный источник опасности. Также в том, чтобы пешеход и другие участники движения заметили автомобиль. Что такое ближний свет – понятно, а ходовые огни – это огни, которые многие сравнивают с огнями на водно-моторном транспорте. Сейчас много моделей выпускается с такими огнями в Европе и других странах – в них имеются контурные светодиоды вокруг фары.
– Что изменилось в определении важных для движения понятий? Безопасности сидящих за рулём?
– Изменения коснутся определения обгона. Обгоном теперь будет считаться только манёвр, когда автомобиль выезжает на встречную полосу. Всё остальное будет именоваться опережением. Поправки коснутся и ремней безопасности: теперь все без исключений – и инструктора автошкол, и водители, и пассажиры автомобилей оперативных служб должны в обязательном порядке пристёгиваться.
– Очень больной на сегодняшний день является тема взаимоотношений на дороге пешеходов и водителей? Стоит ли ждать ужесточения правил для последних?
– Да, ряд конкретных пояснений коснулся и темы пешеходов. Новая редакция более чётко обозначила правила перехода пешеходом проезжей части. Мы получаем от пешеходов много жалоб, и должен сказать, что теперь условия для водителей ужесточились. В новой редакции при приближении к пешеходному переходу водитель обязан снизить скорость вплоть до полной остановки автомобиля. То есть, как только пешеход идёт к переходу, уже не говоря о том, как только он ступит на «зебру», водитель должен остановиться. А то, что многие говорят: «За что вы меня наказываете? Пешеход ещё за три метра – я успею проскочить…» Все эти разговоры уходят от нас в прошлое.
– Виктор Маркович, сейчас много говорят о нарушении правил дорожного движения автомобилистами. Но в сводке ГИБДД всегда есть как минимум два-три ДТП, произошедших по вине пешеходов. Будут ли приниматься какие-то меры и по ужесточению правил перехода для пешеходов?
– Мы наказываем по законодательству. Я прекрасно понимаю, что некоторые пешеходы идут по пешеходному переходу, останавливаются на дороге в прострации, разговаривают по телефону. Уважающий себя пешеход быстро переходит, а другой идёт и галок считает. Меры, конечно, есть, но это меры административного воздействия. Мы используем, например, такой приём: из громкоговорящего устройства делаем замечания, которые особенно больно ударяют по женщинам. Например: «Женщина в красном, вы почему нарушаете?» Тут же все обращают на неё внимание, она стесняется. Но могу сказать, если увеличивать штраф, то для пешехода и 100 рублей много – происходит много скандалов, когда мы выписываем штрафы.
– Можно ли ввести в действие светофор на Московском шоссе, перед самолётом, так как мало водителей в этом месте останавливается и пропускает пешеходов?
– Поставить или ввести в действие светофор не сложно. Но не нужно думать, что установка светофора – это решение всех проблем. Мы включали светофор на пересечении Авроры и Московского шоссе, но это привело к ещё большей пробке, чем ту, что мы видим сейчас. Наличие светофорных объектов на сегодняшний день превысило все разумные нормы. Вы меня сейчас будете спрашивать, почему у нас весь город в пробке стоит? Я отвечу, те светофорные объекты, которые есть, уже максимально снизили скоростной режим, и скоро он уже будет не 15 км/ч, а 5 км/ч. Есть масса заявок от пешеходов, которые говорят, что вот тут светофор хотим и тут хотим. Есть соответствующие нормы, мы не можем через каждые 200 метров светофоры ставить. Вопрос в чём? Когда строили Московское шоссе, планировалось 12 подземных переходов, на данный момент мы имеем только два. Сейчас рассматривается проект о надземных пешеходных переходах, аналогичных тольяттинским. Всё упирается в финансы. Но все понимают, что это надо. И городские власти, и мы – на данный момент думаем, каким образом должно быть осуществлено бюджетное финансирование.
– Коснутся ли поправки организации дорожного движения?
– Да, несколько изменится и организация дорожного движения во всей России. Так, например, на данный момент, в Тольятти все кольца главные, а в Самаре же, где кольцо главное, где нет – знак зависел от транспортного потока. Ясно, что с 21 ноября на 22 ноября резкого изменения не будет, мы готовим планомерные действия. Сейчас уже выданы задания по установке дополнительных дорожных знаков, рассматриваются вопросы, где возможно поставить светофорные объекты.
– Всё ли готово в Самаре к вводу приоритетности кругового движения? Если наступит 21 ноября, а если знак не стоит, то чем придётся руководствоваться водителям при проезде кругового участка?
– Руководствоваться необходимо знаками. Более того, в новых правилах написано, если нет соответствующей разметки в различных случаях, то так же нужно руководствоваться знаком.
– Как обстоит дело в Самаре с видеофотофиксацией?
– Она внедряется у нас сейчас активными темпами. На сегодняшний день оснащение увеличат до 40 камер переносного порядка. Уже установили мачты для стационарных видеокамер, остался монтаж инфракрасных излучателей. Они дали бы в ночное время полную картину и более чёткие фотографии.
– Виктор Маркович, сколько камер у нас на данный момент существует в городе, и где они расположены?
– У нас 40 переносных камер-триног, помимо этого стационарных шесть. Передвижные стоят на Московском шоссе во время интенсивного движения, потом их передвигают, например, на Гагарина.
Для передвижных камер нет точного места фиксации, они стоят там, где наблюдаются многочисленные нарушения. Также предусматривается единый центр, куда автоматически будет сливаться информация. В последнее время на таких видеокамерах мы зарегистрировали много автомобилей с незаконной тонировкой, много автомобилей с закрашенными задними габаритными огней. Также машины, в которых госномер вместо штатного места владельцы начинают куда-то переставлять: на бампер, вправо-влево – без подсветки. Мы принимаем меры и наказываем нарушителей.
– В последние недели просто невозможно стало передвигаться по городу. Есть места, где люди проезжают 100 метров по 30 минут. Как можно разгрузить ежедневную пробку, например, возле Ипподрома?
– Возле Ипподрома мы в скором времени поставим пост. И эта импульсивность наблюдается только в часы пик: в утренние часы, после работы, когда какие-то мероприятия. В остальные часы мощность потока снижается. И я думаю, не надо делать акцент на Ипподроме, потому что таких точек в городе более десятка. Такая ситуация наблюдается, например, и около Революционной, и там нужны надземные переходы. И около «Фрегата», и около «Авроры». И здесь должна быть комплексная программа. С помощью надземных переходов мы не только улучшим пропускную способность, уберём очаг аварийности, но произойдёт и самое главное – улучшение безопасности движения: разделение транспортного пешеходного потоков.
– Можно ли обойтись без надземных переходов, и поставить сотрудников в особо сложных местах? А светофоры, например, для повышения общегородской скорости движения транспорта, убрать?
– Сотрудники не могут стоять 24 часа в сутки. Иначе это будет как в 1936 году – будут только стоять и регулировать движение жезлом. В будущее надо идти, а не возвращаться назад. Поэтому весь комплекс, который сейчас существует, направлен на то, как переориентировать поток, как поток уменьшить, какие сделать дальнейшие организационные меры, которые позволят снизить количество пробок и ДТП. В каждом случае надо смотреть конкретно.