С 1 января 2011 года Россия перейдет на новый стандарт для бензина – Евро-3. Евростандарт должен снизить количество вредных выбросов в атмосферу и в целом улучшить экологическую обстановку. Как будет происходить введение законопроекта в реальность и какие трудности возникнут при этом – неизвестно, так как на сегодняшний день многие вопросы остаются нерешенными: будет ли Евро-3 единственным продуктом или останутся другие «варианты» бензина, какова будет цена нового топлива и все ли заводы готовы сегодня к производству такого нефтепродукта.
На сегодняшний день потребители Самарской губернии получают бензин от нескольких производителей, в числе которых и три областных завода: «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод», «Сызранский НПЗ» и «Новокуйбышевский НПЗ».
Евро – экологические стандарты, которые должны регулировать содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей. Стандарты ввела Европейская экономическая комиссия ООН. Стандарты Евро должны улучшить эологическую ситуацию, ограничив допустимый выброс в атмосферу углекислоты, оксида азота, углеводородов, оксида углерода и химических веществ. Сертификат Евро-2 , используемый в России, является самым «толерантным» в отношении допустимого уровня вредных веществ в выхлопных газах. Новый для России сертификат Евро-3, в отличие от Евро-2, уменьшит выброс вредных веществ на 30-40%. Отсрочка по введению экостандарта Евро-3, а затем Евро-4 в РФ нужна, в первую очередь, автозаводам – АвтоВАЗу, ГАЗу, УАЗу и так далее. Ведь зарубежные производители, импортирующее новые автомобили, давно производят модели с двигателями Евро-4.
«Сейчас на предприятии идет активная модернизация производственных мощностей с целью приведения технологической цепочки к производству бензинов по стандарту Евро-3 и дизельного топлива по стандарту Евро-4 с января 2011 года – как того требует Технический регламент, – рассказала начальник службы по связям с общественностью ОАО «Сызранский НПЗ» Татьяна Паульс. – Хотя, например, дизельное топливо Евро-4 СНПЗ был готов производить с апреля 2010 года, а бензин Евро-3 завод готов выпускать уже сегодня. Для этого в течение ряда лет у нас проводилась и будет проводиться вплоть до 2015 года глубокая реконструкция. С ее завершением не будет никаких вопросов с выпуском бензинов Евро-4 и Евро-5».
Заместитель начальника главного управления координации сбыта нефтепродуктов компании ОАО «НК "ЛУКОЙЛ"» Геннадий Суворов сообщил журналистам, что заводы предприятия готовы к выпуску не то что Евро-3, но и Евро-4. С 2011 года «Лукойл» обеспечит все свои АЗС уже новым топливом.
Повлияет ли введение Евро-3 на стоимость бензина сегодня неизвестно: стоимость нового вида топлива определяют во многом сбытовики.
Представитель компании «Самаранефтепродукт», которая непосредственно занимается продажей бензина, сообщил, что информация о будущей стоимости бензина Евро-3 на настоящий момент является закрытой. Другие участники этого рынка оказались недоступны для комментариев.
Также непонятно, будет ли бензин Евро-3 единственным в Самаре или в продаже останется Евро-2 и соответствующий ему популярный Аи-92. В ныне действующей редакции Технического регламента выпуск бензина Аи-92 классов 3, 4 и 5 не предусмотрен. «Насколько нам известно, – рассказывает Татьяна Паульс, – разработчики законопроекта предлагают сохранить производство «92-го». Но одновременно распространить на него жесткие требования по содержанию серы, ароматических углеводородов и бензола в полном соответствии со стандартами Евро-3, 4 и 5. На сегодняшний день мы готовы выпускать и Аи-92».
Куйбышевский НПЗ был готов к выпуску бензина по стандарту Евро-3 еще весной 2009 года.
Более-менее понятна позиция относительно улучшения экологической ситуации при использовании Евро-3. Замдиректора самарской экологической организации «Дельта» Елена Асафьева считает, что, выбирая из экологичного и дешевого вида топлива, водители купят, конечно, последний вид. «Об улучшении городской экосистемы в новом, 2011 году, говорить не приходится. Сегодня, даже если бензин будет чище, ежегодный прирост автотранспорта исключает все внешние попытки повлиять на городскую экосистему. Максимум, на который может измениться экологическая обстановка в Самаре, это на 10%». Госпожа Асафьева напомнила, что ранее разрабатывали нейтрализаторы, которые должны были регулировать количество выбросов – сжигать и перерабатывать вредные вещества в двуокись, нейтрализаторы должны были заменить Евро-3 и дальнейшие стандарты Евро. Каждый нейтрализатор стоил около двух-трех тысяч рублей, но все это проводилось в качестве эксперимента. «Средняя российская семья могла бы себе это позволить, и никаких смен стандартов, а вместе с ним и изменений в производстве не потребовалось бы. Но разработки сведены на нет... А пока, я считаю, введение Евро-3 должно быть планомерным. Ведь неизвестно, как наши отечественные машины отреагируют на новый бензин. Необходимо провести опыты, сделать эксперименты по поведению автомобиля с новым топливом в различных дорожных ситуациях», – резюмирует эколог.
Действительно, в некоторых описаниях стандарта Евро-3 говорится, что бензин может повлиять на мощность двигателя, а также привести к изменению системы управления автомобилем. Но так как никаких реальных подтверждений этому нет, то и говорить о потенциальных неисправностях автомобиля рано. Менеджер автомастерской «МТЛ-сервис» Василий Тырин считает такие страхи необоснованными. Гораздо более критичным для введения всей системы является отсутствие необходимого катализатора на машинах. Если на транспорте нет катализатора, то вне зависимости от вливаемого бензина: Евро-3 или Евро-4 – лучше не станет. «Эти устройства на наши машины стали ставить около двух лет назад, – информирует Тырин, – на иномарки, естественно, раньше. А что делать людям, у которых, например, пятилетние отечественные авто? Кроме всего прочего, сегодня к нам приезжают люди с «проверенных» автозаправок с полбаком воды. О каком Евро-3 и улучшении качества бензина здесь вообще может идти речь? Практически весь бензин в городе разбавленный: надо сначала научиться не доливать воду, чтобы машина не глохла, а потом уже выполнять различные экостандарты», – высказывает достаточно категоричную точку зрения менеджер.