На главном автомобильном рынке Самары начались народные волнения. По решению администрации, плата за нахождение автомобиля на территории поднялась почти вдвое. Недовольные продавцы собираются менять место дислокации.
Решение о повышении платы было озвучено 18 декабря. До этого плата составляла 60 рублей в будний день и 700 рублей в выходной. По словам продавцов, плата в 700 рублей за однодневный простой одного автомобиля на территории рынка уже и так была высокой. Когда стало известно об очередном повышении, возмущению продавцов не было предела. И хотя подорожала только плата за субботние и воскресные дни, торговцы все равно были шокированы, ведь сумма выросла не на 30 и даже не 50 процентов, а сразу на 70. В воскресенье, 19 декабря, почти половина продавцов вывезли свои машины с Ракитовского рынка.
В администрации рынка информацию подтвердили: «Да, в выходные была поднята плата за нахождение автомобиля на территории. Торговый день теперь вместо 700 рублей стоит 1 200 рублей. Решение это принял владелец рынка. Связано оно с инфляцией. Все сейчас дорожает – электроэнергия, коммунальные услуги. В принципе, никто из продавцов особо не возмущается, и уходить никто не собирается. Это вполне нормальная ситуация».
Некоторые продавцы действительно к повышению отнеслись спокойно. «Ну, подняли и подняли, – говорит продавец Андрей. – Что теперь делать? Как работали, так и будем работать». Однако большинство торговцев это мнение не разделяют. По их словам, предпоследнее повышение было совсем недавно – пару месяцев назад. Тогда плата поднялась с 500 рублей до 700.
«Это вообще ни в какие ворота не лезет, – возмущается продавец Дмитрий. – Естественно, нам тут стоять невыгодно. В будни еще нормально, но в выходные, я гарантирую, процентов 70 продавцов машины выгонять не будут. У нас, например, стоит тут два ряда машин – представляете, сколько мне придется за них переплачивать? Посчитайте сами – если у продавца 10 машин, он раньше в выходные отдавал за них 14 тысяч. А теперь он будет платить – 24 000 рублей! Большая разница? И это при всем том, что сейчас вообще не сезон для продажи, машины очень плохо раскупаются в декабре-январе. Я сам лучше в выходные где-нибудь в другом месте постою, да хоть за окном буду продавать».
«У меня на этом рынке более пяти машин, вот и считайте, на сколько мне придется теперь больше платить, – говорит продавец Петр. – А ведь машина – такой товар, который может стоять и день, и месяц, и три месяца. Причем у меня почти все автомобили – отечественные, недорогие, и мне вообще не выгодно за их простой столько платить – я себе в убыток торговать буду. Поэтому в субботу и воскресенье буду стоять на трассе или, может быть, на другом рынке».
Большинство продавцов объединились и поставили администрации рынка своеобразный ультиматум. Потребовали оставить плату в выходные дни на прежнем уровне. По словам торговцев, руководство Ракитовского рынка должно дать ответ до конца этой недели. Если плата снижена не будет, продавцы намерены в выходные дни уходить на торговые площади других рынков. Кроме того, у них есть и еще один вариант – полностью оставить Ракитовский рынок и перебазироваться в другое место. «Хотя Ракита и считается самой популярной площадкой купли-продажи автомобилей, – рассуждает продавец Андрей, – если нас уйдет большинство, то ситуация изменится. Главное – раскрутить другой рынок. Это возможно».
Кстати, вполне возможно, что повышение платы отразится и на стоимости автомобилей. Таким образом продавцы могут хотя бы частично покрыть свои расходы на аренду.
Ракитовский рынок принадлежит известному самарскому бизнесмену и девелоперу Виктору Суркову. Также господин Сурков владеет торговыми центрами «Московский», «Космопорт», «Мега-Сити», аква-парком.