Результаты года для тольяттинского автогиганта окажутся лучше прогнозов. На прошлой неделе президент компании Игорь Комаров повысил уровень ожидаемой чистой прибыли по итогам 2010 г. с 1 до 1,5 млрд рублей. На фоне прошлогодних убытков в 40 млрд цифры внушают оптимизм. Однако следующий год, по мнению экспертов, окажется для АвтоВАЗа сложным.
Чистая прибыль АвтоВАЗа по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) в 2010 году может составить 1,5 млрд рублей против убытка в 2009 году, сообщил президент компании Игорь Комаров. По его словам, выручка ожидается в объеме около 140 млрд рублей против 84 млрд рублей в прошлом году (рост в 1,7 раза). Операционная прибыль АвтоВАЗа в 2010 году может составить более 3 млрд рублей.
Игорь Комаров оценил уровень продаж АвтоВАЗа по итогам 2010 года в 555 тысяч автомобилей, что выше прошлогодних показателей в 1,5 раза. При этом продажи Lada на внутреннем рынке составят 515 тысяч единиц, на экспорт будет поставлено около 40 тысяч машин. Кроме того, будет поставлено 77600 сборочных комплектов.
Оптимистичные планы
Кроме того, Игорь Комаров позитивно оценивает и перспективы автогиганта на 2011 год. АвтоВАЗ ожидает роста выручки в 2011 году примерно на 30% до 183 млрд рублей, заявил в эфире корпоративного интернет-телевидения президент компании.
«Мы недавно на совете директоров рассмотрели финансовый план на 2011 год, - говорит Комаров, - он предполагает более чем на 40 миллиардов увеличения выручки от продаж. Цифра будет около 183 млрд рублей». Таким образом, АвтоВАЗ ожидает, что его выручка в 2010 году составит около 143 млрд рублей и вырастет примерно на 30% в 2011 году. Показатель чистой прибыли он озвучивать не стал.
Игорь Комаров также сказал, что АвтоВАЗ постарается удержать розничные цены на Lada в рамках инфляции, но предупредил, что они могут вырасти уже в первом квартале следующего года. За год цены могут вырасти не меньше чем на 5%, говорил ранее глава АвтоВАЗа. Причина грядущего повышения цен – рост затрат, в том числе из-за планируемого повышения цен на металлы, шины и энергоносители.
Основную ставку топ-менеджмент АвтоВАЗа делает на продолжение программы утилизации, которая обеспечит сохранение уровня продаж, а также на запуск новых моделей. В конце 2011 года на конвейере должна появиться Lada Granta, а в начале 2012 — автомобили на платформе В0 под тремя брендами — Lada, Renault и Nissan.
Считаем риски
Впрочем, эксперты настороженно относятся к оптимистичным заявлениям президента АвтоВАЗа. Они полагают, что 2011 год для тольяттинского автогиганта будет самым сложным после кризиса, несмотря на прогнозируемый рост рынка, поскольку Lada будет испытывать жесткую конкуренцию со стороны иномарок в ожидании новых моделей и при завершении госпрограммы утилизации, которая помогала АвтоВАЗу продавать машины в 2010 году.
«Сейчас слишком многое в успехах тольяттинского завода зависит не столько от собственных усилий, сколько от помощи государства, - размышляет директор консалтинговой компании «Бизнес плюс» Иван Калинин. - Судите сами — более 50% продаж сейчас обеспечивется государственной программой утилизации старых машин. Добавьте к этому программу льготного автокредитования. В конце концов не забывайте о том, что АвтоВАЗ получил 75 млрд рублей прямой финансовой поддержки. Трудно представить, что завод смог бы добиться нынешних показателей без такой масштабной помощи. Однако, бюджет не будет вечно поддерживать завод. Да и сам Игорь Комаров говорит, что больше помощи предприятие просить не будет. Это означает, что во второй половине следующего года АвтоВАЗ останется один на один с волчьим рынком, конкуренция на котором будет все возрастать».
«Конкуренция со стороны бюджетных иномарок будет расти, - продолжает директор автоторговой фирмы «Старт-М» Денис Воронцов. - Российский рынок по-прежнему остается привлекательным для автопроизводителей, тогда как продажи в развитых странах не имеют такого потенциала. Поэтому все больше усилий будет приходиться на продвижение в странах развивающихся, в том числе и в России. Плюс к этому развитие внутреннего производства и СП с местными игроками. Все это приведет к снижению относительной разницы в цене между иномарками и отечественными брендами, на что также может повлиять укрепление рубля, которое весьма вероятно в случае повышения мировых цен на нефть и энергоносители. Все это играет против АвтоВАЗа».
Не оставят в беде
Впрочем, пока что государство продолжает поддерживать отечественный автопром, а основным бенефициаром этих усилий остается АвтоВАЗ. В минувший четверг председатель правительства РФ Владимир Путин провел в Нижнем Новгороде совещание, посвященное реализации стратегии развития автомобильной промышленности на период до 2020 года. «Автомобильная отрасль в России постепенно восстанавливается после кризиса и уже готова к новым инвестициям, новым большим проектам», – заявил Владимир Путин. Производство автомобилей в 2010 году выросло почти в два раза. «Растут также и продажи автомобилей, – подчеркнул глава правительства. – Причем во всех сегментах – легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовиков и автобусов. В среднем рост продаж новой автомобильной техники составил 30% по сравнению с 11 месяцами 2009 года, легковых автомобилей было продано больше, чем в прошлом году, на 330 тыс., легковых коммерческих автомобилей – на 38 тыс., грузовиков – на 40 тыс.». Владимир Путин также заявил, что рассчитывает на сохранение положительной динамики и в следующем году.
Из трех факторов роста, отмечаемых экспертами, - господдержки, отложенного спроса, возобновления автокредитования — именно помощь властей стала ключевым. «В 2010 году на стимулирование внутреннего спроса было направлено более 44 млрд рублей, в том числе свыше 13 млрд рублей по программе утилизации и льготного кредитования покупок новых машин. Еще 30 млрд рублей было направлено на приобретение автомобилей и дорожно-строительной техники для нужд федеральных и региональных органов власти», – отметил Путин. И именно этот фактор премьер-министр обещает сохранить и в 2011 году. Программа утилизации продолжится и распространится не только на легковые автомобили, но и на грузовики и автобусы. «В 2011 году мы продолжим программу стимулирования спроса на автомобили, – сказал Путин. – На эти цели из федерального бюджета будет выделено более 17 млрд рублей, в том числе на утилизацию – 3,5 млрд, на программу льготного кредитования – 2,8 млрд, на перевозки на Дальний Восток – 1 млрд».
Цифра
1,75 млн новых легковых автомобилей будет продано в России по итогам 2010 г., заявил министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко на совещании в Нижнем Новгороде. Рост по сравнению с 2009 годом составит 28,5%
Игорь Комаров: «Новые трудности мы встретим в тонусе»
Президент ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Комаров провел прямой эфир на корпоративном сайте компании в интернете. В течение почти 2 часов он отвечал на вопросы и рассказывал о своем видении нынешнего состояния и перспектив тольяттинского автогиганта. «Время» приводит избранные места из его выступления.
Итоги и перспективы
Главная проблема АвтоВАЗа до 2010 года — нам надо было показать, что мы можем работать успешно и быть прибыльными без сторонней поддержки. Безусловно, в этом году госпрограмма утилизации существенно помогла нам, но я хочу отметить, что и коммерческие продажи также росли. И мы показали, что можем работать с прибылью. Это важно, в первую очередь, для наших иностранных партнеров. Причем темпы впечатляют. Кристиан Эстев говорил что 10 лет понадобилось компании Volkswagen, чтобы обновить модельный ряд и вывести на безубыточность чешскую Skoda. Сам концерн Renault работал с румынской Dacia. Эстев говорит, что был поставлен рекорд и задача была решена за 6 лет. Мы на прибыльную надо было Шкода. По Дачии — 6 лет, выход на прибыль и обновление модельного ряда. На прибыльную работу мы уже выходим. А с конца следующего года мы будем выдавать новые модели каждый квартал.
Страховка от рисков
Говорят, знал бы где упадешь, соломку постелил бы. Мы не то чтобы постелили себе соломку, но, я бы сказал, серьезно подготовились к тем проблемам, которыек могут у нас возникать в зависимости от ситуации на рынке и в экономике в целом. Мы провели большую работу в плане вывода непрофильных активов, оптимизации производства, нормализации вопроса с долгами. Мы сейчас в более мобильном и подтянутом состоянии, чем это было год назад. Это внушает оптимизм и новые трудности мы встретим в тонусе.
Долгожданная Granta
Безусловно Granta — это наш главный проект и вызов следующего года. Мы понимаем, что это первый автомобиль после кризиса. И от него будет очень многое зависеть. Заявлен большой объем продаж и весьма смелая низкая цена на этот автомобиль. Сегодня мы ведем переговоры с Renault-Nissan и они готовы сотрудничать с нами по этому проекту и даже производить автомобили на базе Granta под собственными брендами в 2013 году. Это подчеркивает масштабность и значимость данного проекта.
Вживую Granta можно увидеть в следующем году на московском автосалоне в августе. Кроме того мы проведем отдельную презентацию весной, ориентировочно в апреле, подробнее о месте и времени мы сообщим позже.
Автомобили будущего
Мы рассматриваем проекты по созданию автомобилей с гибридными и электродвигателями. В конце 2011 года мы планируем начать выпуск автомобиля Lada Priora CNG+, конфигурация которой предусматривает использование как бензина, так и природного газа в качестве топлива. Также хочу обратить ваше внимание на тот факт, что альянс Renault-Nissan является мировым лидером в сфере создания гибридных машин и электромобилей. В этом году в Париже они представили целый ряд очень серьезных и интересных разработок. И АвтоВАЗ, как полноправный член альянса, вправе рассчитывать на эти ноу-хау и разработки. Мы будем активно привлекать наших партнеров к этой работе.
Другой вопрос, что запуск таких проектов весьма сложен сейчас. АвтоВАЗ не делает ограниченные серии под заказ узкой аудитории и не делает дорогостоящие автомобили, наша задача — сделать массовый и доступный продукт. А здесь еще встает вопрос сопутствующей инфраструктуры и сервиса, а у нас пока с этим сложно, взять хотя бы те же заправки. Мы в этом году вели переговоры с «Газпромом», если эти переговоры завершатся успехом, можно будет говорить о перспективах создания нормального проекта, который будет сопровождаться всей необходимой инфраструктурой и сервисом.
Личный вклад
Я действительно решил купить акции АвтоВАЗа, первый раз по согласованию с советом директоров и акционерами в июне-июле текущего года, когда курс акций был низкий. Второй раз я приобрел бумаги ВАЗа уже осенью. Причина проста. Если наши планы будут выполнены, а я не вижу к тому препятствий, потенциал роста, который и раньше существовал, даст основания рассчитывать на хорошую прибыль. Сейчас мы наращиваем мощности, увеличиваем производственный план. Думаю, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе пакет акций будет наращивать стоимость. Я стратегический инвестор, а не трейдер, поэтому я не собираюсь продавать свой пакет, хотя он уже значительно вырос в цене.
Легенда: перезагрузка
У нас есть проект по модернизации Lada 4X4. И нас просят заняться этим уникальным автомобилем, которому уже 35 лет. Мы обязательно реализуем этот проект. Но нужно учесть, что в ближайшие полтора-два года у нас запланирован запуск 7-8 новых моделей. У нас сейчас ограниченные ресурсы и силы, через какое-то время мы их сконцентрируем и займемся этим проектом. Мы обязательно вернемся к нему. Кстати в этом заинтересован и GM, они могут поучаствовать в этом проекте своими наработками, чтобы на базе модернизации обновить Chevrolet-Niva.
Aвтор: Денис Квасов