Хотелось бы начать с приятного: новогодние праздники в этом году прошли на редкость спокойно. Более того, это первые новогодние каникулы за 10 лет, когда в области не было зарегистрировано ни одного ДТП с участием пьяных водителей. Да и в целом, с 1 по 10 января было сравнительно немного дорожно-транспортных происшествий. Пожалуй, самым крупным из них было ДТП в Ставропольском районе, когда на встречке пострадали 10 человек. Но все они получили травмы средней и легкой тяжести.
Аварий стало меньше
2010 год можно с уверенностью назвать одним из лучших в плане безопасности дорожного движения. Так, всего по области зарегистрировано 4256 аварий, в которых пострадали 5455 человек, 528 погибли. По сравнению с 2009 годом количество происшествий уменьшилось. Один из важнейших показателей уровня безопасности на дорогах – это тяжесть последствий от ДТП. Он сократился с 9,5 до 8,8 погибших на 100 пострадавших. На фоне других регионов дорожная обстановка в Самарской области выглядит позитивно.
В 2010 году в губернии снизились основные показатели аварийности. Стало меньше аварий с участием молодых водителей – на 16%. В 2010 году их было 514, в них погибли 55 человек, 761 получили травмы. Снижение ДТП этой категории можно объяснить активной профилактической работой, проводимой с молодыми курсантами. Кроме того, сказалось и ужесточение правил сдачи экзаменов в автошколах. Если в 2009 году с первого раза экзамен сдали 69% курсантов, то в 2010 – только 25%. Качество образования в автошколах повысилось. Мы продолжим работу в этом направлении. Дело в том, что теорию вождения курсанты усваивают неплохо, хуже дело обстоит с практикой, и вот на нее нужно делать упор. Наша цель – отсеивать те организации, которые дают молодым водителям некачественное образование. Проследить такие организации можно на нашем сайте. Сейчас их в области более 100.
Стало меньше аварий с участием мотоциклистов – на 27%. Всего в 2010 году произошло 121 таких ДТП. В них получили травмы 158 человек, погибли 12. В основном, это молодые люди до 30 лет.
Один из главных плюсов 2010 года – уменьшение количества ДТП с участием водителей пассажирского транспорта. Их количество снизилось со 135 до 123. Однако при этом количество погибших возросло на 40%.
Пешеходы «расслабились»
К сожалению, одна из главных проблем 2010 года и, я думаю, ближайших лет – ДТП с участием пешеходов. Это единственный негативный показатель по нашей области. На дорогах губернии произошло 1644 ДТП, в которых травмы получили 1572 пешехода, 199 погибли. По вине пешеходов произошло 599 ДТП, при этом погибли 87 и получили травмы 544 пешехода. Особую тревогу вызывает возросшее количество наездов на пешеходных переходах. В 2010 году их было 396. Вообще я считаю, что пешеходы «расслабились». За последние несколько лет нам удалось дисциплинировать водителей. Но вот пешеходы, наоборот, привыкли к тому, что водителей штрафуют за нарушения на пешеходных переходах, и потеряли бдительность. Они уверены, что их должны везде пропускать, и поэтому спокойно переходят дорогу в неустановленных местах, неожиданно выскакивают на проезжую часть. Причем, они забывают об элементарных правилах безопасности на дорогах: прежде чем выйти на пешеходный переход, даже регулируемый, нужно убедиться в том, что перед ним не проезжает транспорт, ведь водитель может не успеть притормозить. В этой части нам предстоит колоссальная работа, и я думаю, на то, чтобы дисциплинировать пешеходов, уйдут годы. Как проводить работу с ними – пока даже не знаю. Ну, оштрафуем мы одного-двух пешеходов, но ведь это не даст нужного эффекта. А расставить на дорогах сотрудников ДПС для надзора за пешеходами – это просто нереально, нет у нас таких ресурсов. В этом году уже прошло больше десятка акций, в которых вместе с госавтоинспекторами на дорогах дежурили ЮИДовцы. Это школьники, которые состоят в отрядах юных инспекторов ГИБДД. Это, пожалуй, пока самая действенная мера. Потому что, как мне кажется, замечание из уст ребенка принесет больше пользы, чем то же замечание от человека в форме.
Дети гибнут по вине взрослых
Еще одна наболевшая проблема – это детский дорожно-транспортный травматизм. В 2010 году в области было зарегистрировано 474 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых погибли 11 детей, 517 получили травмы. В целом, количество аварий снизилось на 1,9%, но наблюдается рост числа раненых в них детей. Так, четверть ДТП происходит из-за того, что дети не соблюдают либо даже просто не знают правил дорожного движения. Например, школьники или дети старшего дошкольного возраста перебегают дорогу в неустановленном месте, или даже на пешеходных переходах, но перед близко идущим транспортом. Почти половина пострадавших детей получили травмы по вине взрослых, будучи пассажирами автомобилей. Чаще всего причина травм – несоблюдение родителями правил о перевозке детей до 12 лет с помощью специальных удерживающих устройств. То есть детей не только не возят в специальных автокреслах, но порой и вовсе не пристегивают. Думаю, в детском дорожном травматизме виноваты и родители, которые не дают достаточного «дорожного» воспитания в семье, и Госавтоинспекция, которая, видимо, должна больше внимания уделять профилактической работе.
Дороги-убийцы
Очень большая проблема для всей области – это состояние дорог. Не секрет, что оно у нас неудовлетворительное. Я не часто, конечно, езжу по стране, но вот если сравнить с теми регионами, где я бывал, могу сказать – у нас хуже всех. Есть такая категория ДТП – те, которые связаны с плохим состоянием улично-дорожной сети. Вот их в 2010 году было 992, погиб в них 151 человек. Проще говоря, в каждом четвертом ДТП виноваты дороги. Я бы так сказал: уровень безопасности дорожного движения напрямую связан с качеством дорог. Вообще существует 39 критериев состояния дорог, и большинство из них в области не соответствуют нормам. Я могу перечислить основные: это плохое дорожное покрытие – кочки, ямы, колеи, это отсутствие дорожной разметки, отсутствие пешеходных ограждений, ограниченная видимость дорожных знаков, это заниженные обочины на проезжей части и многие другие. В минувшем году ГИБДД провела огромное количество встреч с областным властями по поводу приведения дорог в порядок. Мы делаем все, что в наших силах. Писали в областное министерство по поводу аварийного участка трассы М-5 на выезде из города Жигулевска. К сожалению, нам ответили, что пока на реконструкцию этого участка недостаточно средств. Зато, возможно, скоро будет приведен в порядок участок М-5 в Сергиевском районе. Он тоже достаточно аварийный. Мы нашли хозяина этой дороги, это федеральное управление автомобильных дорог в Пензе. Я написал им письмо, и они обещали изыскать средства на ремонт. Если рассматривать Самару, то самые аварийные участки – это крупные магистрали: улицы Авроры, Победы, Ново-Садовая, Московское шоссе. Сейчас городская автоинспекция проводит анализ аварийности в столице губернии. Когда будут результаты, тогда будем уже разрабатывать меры профилактики.
Нас станет меньше
В 2011 году согласно реформе штат МВД сократят на 20%. Коснется ли это сокращение ГИБДД, сказать не могу. В прошлом году личный состав нашего ведомства уменьшился на 8%. Конечно, у нас не хватает ресурсов. Об этом знают все. Если будут сокращения, то безболезненно для нас это не пройдет. Но мы надеемся, что те новшества, которые мы планируем ввести в этом году, помогут нам сохранять все положительные показатели. Во-первых, мы планируем все-таки добиться того, чтобы мелкие ДТП регистрировались без участия ГИБДД. Каждый день таких мелких происшествий, которые можно назвать «битьем железа», происходит около 200. Обслуживают безопасность на дорогах 30 бригад ДПС, в лучшем случае – 40. На оформление всех бумаг и протоколов одного ДТП уйдет не час, и даже не два. А в это время где-то происходят серьезные ДТП, где нужна помощь людям. Поэтому я считаю, что небольшие аварии должны оформляться страховыми компаниями – по закону. Мы уже не раз выходили с этой инициативой на федерацию и продолжим выходить.
Еще одно новшество – создание единого центра обработки данных, поступающих с камер видеонаблюдения. Увеличивать количество приборов видеофиксации мы не планируем, их у нас достаточно. Нам теперь нужно добиться того, чтобы информация обрабатывалась быстро, чтобы водители получали уведомления о нарушениях оперативно. Сейчас с этим проблемы: не хватает людей, да и техники. Но в ближайшее время мы этот процесс автоматизируем, и жители области почувствуют на себе, насколько эффективна система.
Глаз да глаз
Я уже не раз говорил, что нашей ГИБДД не хватает служебного транспорта. До конца месяца мы получим 115 патрульных машин. Это большое подспорье для нас. Но главное – мы усовершенствуем наши автомобили. Во-первых, мы оборудуем их внешними и внутренними видеорегистраторами. Во-вторых, установим систему позиционирования, чтобы можно было отследить, в какой точке патрульные машины находятся. Также планируем в каждом автомобиле установить компьютер с доступам к базам данным правоохранительным органов. То есть сотрудник ДПС сможет в считанные секунды получить всю информацию по проверяемому автовладельцу: были ли у него нарушения, какова его история вождения, есть ли неоплаченные штрафы и так далее.
Мы выходим в Интернет
В 2011 году, как и в 2010, мы будем работать над новыми онлайн-сервисами. Уже сейчас на нашем сайте можно оформить и распечатать любую квитанцию: и на уплату штрафов, и на оплату госпошлин различных. Больше всего жители нашей области пользуются услугой по штрафам. В этом разделе можно узнать, какие у автовладельца штрафы, какие из них уже оплачены и прочее. Самая, пожалуй, удобная услуга, которую мы предлагаем, – это запись на государственный технический осмотр. Можно записаться на одну из трех предлагаемых станций, выбрать удобный для себя день и время. Пока, видимо, об этой услуге знают не все. В 2010 году ею воспользовались всего 500 человек. Еще одна из новых услуг – оформление и распечатка заявления на совершение регистрационных действий.
Охота на оборотней
Один из приоритетов нашей работы в 2011 году – тесное сотрудничество с другими органами правопорядка. Это нам нужно для того, чтобы выявлять и не пропускать в дальнейшем случаи превышения полномочий, а также совершения действий противоправного характера сотрудниками ГИБДД. В 2010 году было возбуждено 11 уголовных дел против сотрудников ГАИ, четыре сотрудника были осуждены. Пожаловаться на незаконные действия госавтоинспекторов можно, кстати, в разделе онлайн-сервисов на сайте областной ГИБДД.
Самарская ГИБДД исправляется
О работе ГИБДД города Самары могу сказать, что к ним в 2010 году было очень много претензий. Но в процессе проработки выяснилось, что часть из них необоснованна. Так, поступали жалобы на то, что сотрудники ДПС дежурят на личном транспорте. Но я уже говорил, что это связано с тем, что у нас наблюдается нехватка служебных машин. Кроме того, были жалобы, что бригады долго едут на места аварий. Как мы выяснили, в среднем на ДТП с пострадавшими патруль приезжает в течение пяти-восьми минут. Это нормально. Многие замечания самарская Госавтоинспекция вовремя устранила, здесь могу их только похвалить.