В российской прессе разгорается очередной скандал. Ажиотаж вызван новым техническим регламентом о безопасности транспортных средств, который предусматривает запрет на автомобили с правым рулем. Всех интересует один вопрос: запретят ли праворульные машины в этом году?
Действительно, в настоящее время подготовлен новый технический регламент о безопасности транспортных средств. Хотя последний регламент был принят совсем недавно – в 2010 году. Зачем властям понадобился новый документ? Как выяснилось, причина кроется в Таможенном союзе между Белоруссией, Казахстаном и Россией. По его условиям, к безопасности авто в этих трех государствах должны предъявляться единые требования. К примеру, в Казахстан и Белоруссию ввоз машин с правым рулем запрещен. Поэтому в новом тексте регламента появился пункт 18, который гласит: «Запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления, за исключением ТС для коммунального хозяйства и содержания дорог, правостороннее расположение рулевого управления которых обусловлено технологической необходимостью».
Этот пункт и вызвал возмущение автомобилистов, которые еще не забыли, с каким трудом отстояли правый руль в 2010 году. Тогда россияне устраивали пикеты, писали жалобы, и в итоге в сентябре из техрегламента убрали требование об обязательной 17-значности VIN-номера, при которой ввезти в Россию подержанные японские автомобили было невозможно. Фактически, это было разрешение на ввоз японских авто. Однако при этом власти сохранили высокие импортные пошлины на иномарки, что ограничивает их ввоз в Россию.
Чем же не угодил правый руль? Когда чиновники собирались вводить этот запрет, то их решение основывалось на выводах специалистов о том, что праворульные машины представляют опасность на российских дорогах. И с некоторыми их доводами можно согласиться. «Я сама раньше водила праворульную «Тойоту», – говорит автомобилист с трехлетним стажем Анастасия Лосицкая. – И обгон для меня был самым ужасным маневром, потому что ничего не видно – кто там едет впереди. Я просто боялась, что вот однажды начну обгонять кого-нибудь и последнее, что я увижу – это будет машина, летящая в меня по встречной».
«Я считаю, что запрет машин с правым рулем повысит уровень безопасности на наших дорогах, – говорит председатель правления некоммерческого партнерства по защите прав и законности перевозчиков Поволжья Сергей Григорович. – Ведь никто не будет спорить, что эти машины, действительно, представляют угрозу для пассажиров, сидящих впереди. Ведь когда они выходят из машины, они выходят прямо на проезжую часть. Я бы сказал так – эти автомобили не приспособлены для эксплуатации в России».
Тем не менее, как показывает статистика, меньше всего ДТП приходится как раз на Приморье, где большинство автовладельцев имеют иномарки с правым рулем. Многие эксперты заявляют, что угрозу на дороге создает не правый руль, а плохой водитель.
«Я бы не сказал, что правый руль – это опасно, – говорит руководитель всероссийского общества автомобилистов в Самарской области Олег Мартин. – Ведь по уровню безопасности японские автомобили намного выше, чем европейские, я уже не говорю о наших. Японцы же – они не дураки, они подходящие детали молотком не забивают! Так что качество их машин лучше, чем у каких-либо других. Что касается ограниченной видимости при обгоне, то тут чего уже только не придумали. Есть специальные зеркала перископические, они дают такой же обзор слева, как и в машинах с левым рулем. Многие японские машины сейчас идут в комплектации с монитором, так что на них можно просто установить видеокамеру и, пожалуйста, – видно все, что происходит на дороге. Я сам видел, как один умелец установил слева обычное зеркало от «жигулей». Понимаете, дело не в руле, дело в качестве. Машины с правым рулем покупают именно из-за качества. Ввести запрет – это легко. Гораздо сложнее сделать так, чтобы люди сами выбирали, допустим, наши машины. Представим ситуацию: в салоне продаются две машины, абсолютно одинаковые по качеству, по цене, по уровню безопасности, по внешнему виду, потребляют одинаковой количество бензина, только у одной машины руль слева, а у другой справа. Какую машину вы выберете? Вот о том, чтобы когда-нибудь у россиян был такой выбор, и должно заботиться государство».
Между тем в научном исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ), который является разработчиком нового техрегламента, информацию о запрете правого руля опровергают. «Да, есть такой пункт, – заявляет заместитель генерального директора по научной работе ФГУП «НАМИ» Борис Кисуленко. – Но там черным по белому отмечено, что это запрет вводится по усмотрению властей, то есть не директивно. И вот все, кто пишут, что мы чего-то там отменили, не правы».
К слову, российские власти еще в декабре 2010 заявили, что они не собираются вводить какие-либо ограничения на автомобили с правым рулем. Однако, по мнению автомобилистов, запрет может появиться в рамках поддержки отечественного автопрома.