Российских автомобилистов ждет очередное повышение штрафов. Новые поправки разработаны по указу президента России Дмитрия Медведева. По мнению авторов, новые расценки на нарушения правил дорожного движения не только улучшат дисциплину водителей, но и решат проблему с пробками. О том, что штрафы за неправильную парковку нужно повышать, федеральные чиновники говорили еще в прошлом году. Однако тогда никто и не предполагал, что эти разговоры могут обрести реальное воплощение. Были опасения, что многократное увеличение штрафов вызовет недовольство россиян. К тому же противники таких мер приводили в качестве аргумента исследования европейских ученых, которые утверждают, что после достижения определенной планки повышение штрафов просто перестает работать.Однако пробки стали такой огромной проблемой, что власти решились пойти на драконовские меры. Поправки в Кодекс об административных правонарушениях уже подготовлены.
Суть поправок – в многократном увеличении штрафов за нарушения ПДД, являющиеся причиной возникновения пробок. Так, в несколько раз вырастут штрафы за неправильную парковку. Сейчас парковка в неположенном месте оценивается в 100 рублей, парковка на месте для инвалидов – 200 рублей, остановка и стоянка на «зебре», на тротуаре и в тоннеле – 300 рублей. По мнению авторов законопроекта, эти суммы настолько незначительные, что автомобилисты спокойно нарушают правила, паркуясь где душе угодно, ведь заплатить штраф дешевле, чем купить место на платной стоянке.Самый высокий штраф предложено сделать за парковку на местах, выделенных для инвалидов. Ориентировочно, он составит от 3 до 5 тысяч рублей. За остановку или стоянку в тоннеле придется выложить 1 500 рублей. Ту же сумму с водителя возьмут за стоянку или остановку на трамвайных путях или во втором и последующем от правого края ряду. Любителям бросать свои авто на тротуаре это удовольствие обойдется в 1 000 рублей. Во столько же авторы законопроекта оценивают и парковку ближе пяти метров перед «зеброй». Штраф в размере 1 000 рублей придется платить и за остановку или стоянку на остановках общественного транспорта. Сейчас, к слову, остановка там возможна, если рядом нет автобусов и маршруток.«Меня как пешехода эти изменения радуют, – говорит жительница Самары Валентина Семенова. – Всегда поражает наглость водителей, которые останавливаются чуть ли на «зебре». И раздражают те водители, которые свои машины у остановки понаставят так, что попасть в автобус не то что даже трудно, но и опасно, потому что не всегда автобус может подъехать к остановке и иногда приходится выходить на проезжую часть. Я думаю, что большие штрафы заставят водителей задуматься».
В городах, по задумкам авторов поправок, появятся новые платные стоянки. Право их создавать получат местные власти. «Если уж будут брать такие огромные штрафы, – говорит автовладелец Роман Завгородний, – то логично бы еще и открыть бесплатные автостоянки. Власти сейчас просто пытаются решить проблему пробок, не разобравшись с проблемой парковки. В больших городах бывает такое, что нужно куда-то попасть, а рядом нет ни одной парковки. Естественно, водитель паркуется хоть где-нибудь, ну а что делать? А то, что платные стоянки будут – это не выход. Как только увеличат штрафы, повысятся и цены за места. И водителю все равно будет дешевле заплатит гаишнику, чем на платной стоянке. И, кстати, я думаю, что многие люди вот эту сумму штрафа будут воспринимать как плату за парковку».
Увеличат размер штрафов и за нарушение проезда перекрестков. Выезд при заторе подорожает со 100 рублей до 500-1 000, а непредоставление преимущества – со 100-200 рублей до тысячи. Штраф на проезд на красный свет увеличится с 700 рублей до 1 000, объезд пробок через дворы – с 500 рублей до 1,5 тысяч. 800 рублей придется заплатить за остановку после стоп-линии, 1 500 рублей – за езду по полосе, выделенной для общественного транспорта. Сейчас все эти нарушения подпадают под неправильное положение автомобиля на проезжей части, и штраф за них составляет 500 рублей.
Кроме того, власти посчитали, что им слишком дорого обходится эвакуация автомобилей с мест, запрещенных для парковки. Если раньше эвакуация и первые сутки нахождения машины на штрафстоянке были для водителя бесплатными, то после принятия законопроекта автовладельцы будут оплачивать и перемещение машины на спецстоянку и полный срок хранения автомобиля. Кстати, поправки позволят выписывать водителям штрафы за парковку на газонах по фотографии. Снимки вместе с квитанциями хозяевам машин будут присылать по почте.
«Я считаю, что увеличение штрафов не решит проблемы пробок, – уверен руководитель самарского отделения Всероссийского общества автомобилистов Олег Мартин. – Дело в том, что в нашем кодексе административных правонарушений есть 12-я глава, где уже все расписано: и нарушения, и штрафы. Проблема-то не в том, что штрафы эти небольшие, а в том, что некому следить за исполнением правил дорожного движения. Можно штраф и до 20 тысяч рублей увеличить, только кто будет следить за нарушителями? Вот сейчас с водителя, не пропустившего пешехода, берут 100 рублей. А с пешехода, выбегающего на дорогу перед близко идущим транспортом, штрафуют на 100 рублей. Почему такое неравенство на дороге? Некоторые сотрудники ГИБДД, когда я с ними общаюсь, говорят: «Ну как же мы можем уследить за всеми пешеходами? Это нереально» А я думаю, что если кто-то не справляется со своими обязанностями, то должен сменить род деятельности. Поэтому не штрафы надо повышать, а решать вопрос с контролем за безопасностью».
Законопроект уже представлен Госдуме. В феврале депутаты намерены его рассмотреть в первом чтении.