В Тольятти участились случаи лишения прав за использование ксенона. Руководство межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» уверено, что столь жесткие меры по отношению к автовладельцам незаконны. Это подтверждает и то, что в последнее время было несколько прецедентов, когда районные суды отменяли решения мировых судей о лишении прав.
«Ксеноновые» страсти кипят в России давно. Газоразрядные лампы появились у нас года 3-4 назад. От ламп накаливания они отличаются более ярким светом, причем мощности потребляют меньше. Кроме того, у них необычный цвет, например, ярко-синий или белый.
В марте 2010 года Департамент обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ разослал в подразделения ГИБДД сообщение о недопустимости использования ксенона. В качестве основного довода было приведено письмо от научно-исследовательского и экспериментального института автомобильной электроники и электрооборудования (НИИАЭ) от 16.06.2009. Специалисты института выяснили, что ксеноновые приборы опасны, если устанавливать их в непредназначенные для такого типа ламп фары. Главная опасность заключается в том, что из-за меньшей длины волны и больших габаритов искрового заряда свет этих ламп слепит встречных водителей.
Поэтому ДОБДД рекомендовал использование ксенона считать нарушением и классифицировать его по части 3 статьи 12.5 Кодекса административных нарушений (КоАП): «Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений».
И начались по стране громкие «ксеноновые» дела: если сотрудники ГИБДД выясняли, что у остановленного водителя в фарах газоразрядные лампы, то их тут же вынимали, документы у водителя забирали и направляли дело в суд с ходатайством о лишении данного автовладельца прав. Правозащитники утверждали, что нет никаких законных оснований для таких жестких мер, ведь письмо НИИАЭ – всего лишь рекомендации. А для того чтобы лишать водителей прав, необходимо внести техрегламент о безопасности транспортных средств, в котором прописаны все требования к цвету фар и режиму их работы, в 12 статью КоАП как первоисточник.
12 марта 2010 года в Тольятти было рассмотрено первое дело по «ксенону». «Оно рассматривалось мировым судьей, – рассказывает председатель межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» в Самарской области Сергей Слюсарев, который представлял интересы автомобилиста. – Автомобилист использовал ксенон в фарах, для него не предназначенных. Нарушение квалифицировали по части 3 статьи 12.5, данная статья предусматривает административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством на срок от шести месяцев до года. Такое наказание равняется трем выездам на «встречку», или, если хотите, это почти полсрока от наказания за вождение в нетрезвом виде. Это нелогично. К тому же цвет и режим работы всем требованиям соответствовали. Мы обратились в районный суд с просьбой квалифицировать это дело по части 1 этой же статьи, в которой говорится, что за управление автомобилем при наличии неисправностей полагается штраф в размере 100 рублей. И суд внял нашим аргументам».
После этого дела наступило некоторое затишье. Однако уже в ноябре 2010 года ГИБДД Тольятти вновь принялась «ловить» любителей ксенона и лишать их прав.
«Меня остановили 19 ноября, – рассказывает автовладелец Дмитрий. – Как я потом узнал, я был уже третьим в этот день. Я вообще ехал в Курумоч не на своей машине. Бухгалтер нашей фирмы попросил съездить за документами. И вот меня остановили, выкрутили лампы и забрали права. Через месяц меня вызвали в суд и лишили прав. Я судье пытался объяснить, что это не моя машина, что я даже не знал, что там ксенон, но мне сказали, что я, садясь в машину, должен был убедиться в том, что она соответствует требованиям техрегламента. Также я объяснял судье, что работаю водителем, и это лишение прав означает, что полгода моей семье не на что будет жить, но все было бесполезно».
«Если сотрудники ГАИ обнаружили, что в автомобиле ксеноновые фары, – объясняет начальник отдела по исполнению административного законодательства отдела ГИБДД УВД по г.о. Тольятти Светлана Литарова, – то они, руководствуясь сообщением ДОБДД и КоАП, обязаны конфисковать лампы в качестве доказательства и направить материалы в суд, квалифицируя нарушение по части 3 статьи 12.5».
Дмитрий попросил помощи в комитете защиты прав автомобилистов. Вместе с председателем комитета они обратились в районный суд, который отменил решение мирового судьи. Такие суды в январе прошли по трем делам, и во всех принято решение о переквалификации правонарушения и назначения штрафа.
Между тем в комитете защиты прав автомобилистов автовладельцам, на машинах которых установлен нештатный ксенон, рекомендуют привести транспортные средства в технически исправное состояние в соответствии с требованиями законодательства.