Конфликт металлургов и автопроизводителей решают на правительственном уровне. Вице-премьер РФ Игорь Сечин встретился и теми, и с другими, выслушал обе стороны. Компаниям предложено в кратчайшие сроки найти решение, которое устраивало бы всех.
Поводом для встречи металлургических компаний и автопроизводителей с вице-премьером стал конфликт, который начался еще в прошлом году. В конце 2010 года ОАО «Северсталь» предъявила своим клиентам новые условия сотрудничества. Согласно требованиям, стоимость металлопроката в 2011 году должны была вырасти сразу на 20-30%. Свое решение череповецкий завод аргументировал тем, что российские автопредприятия по экономическим показателям вернулись на докризисные уровни, следовательно, могут позволить себе покупать металл по более высоким ценам. Ранее же комбинат дотировал автозаводы. Так, по данным «Северстали», АвтоВАЗ покупал металл по $600 за 1 тонну в среднем при мировых ценах, превышающих $700.
В свою очередь автопредприятия возмутились действиям главного поставщика. Договориться по-хорошему у сторон не получилось, Северсталь не собиралась снижать планку, а АвтоВАЗ не был готов к дополнительным затратам. В итоге автогигант предпринял попытку решить конфликт с помощью третьих лиц, а именно – антимонопольщиков. В ФАС было направлено письмо, в котором ОАО «Северсталь» обвинялась в необоснованном росте цен.
Кроме того, АвтоВАЗ сделал официальное заявление, что рост стоимости металлопроката неизбежно вызовет подорожание автомобилей. «В среднем, – заявили в компании, – цена поднимется на 3,5-5%. Но мы сделаем все, чтобы рост не превысил 4%».
26 января ОАО «АвтоВАЗ» уже провело первую в этом году коррекцию цен. Подорожание компания объяснила ростом тарифов на электроэнергию и некоторые виды комплектующих, а стартом производства автомобилей с электронным приводом педали акселератора. Так, LADA Kalina и LADA Priora стали дороже на 3%, LADA Samara – на 5,3%, LADA 2107 – на 6,3%, внедорожники LADA 4х4 – на 5,6%. Между тем на вторичном рынке автомобилей цены пока остаются прежними. Так, в разделе «Автообъявления» на сайте Doroga63.ru автомобиль LADA Priora 2010 года выпуска предлагают минимум за 305 тысяч рублей, а LADA Kalina 2009 года – минимум за 242 тысячи рублей)
Таким образом, автопроизводители косвенно попытались обвинить металлургов в возможном повышении цен на машины. Однако металлурги посчитали это обвинение несправедливым.
«Считаем важным отметить, что рост цен на отечественные легковые автомобили за последние 6 лет составил 34%, в то время как стоимость металлопроката за это же время выросла не более, чем на 7%, при этом были периоды, когда стоимость металлопроката, в отличие от цен на автомобили, снижалась, – заявили в пресс-службе ОАО «Северсталь». – Доля металлопроката в стоимости автомобиля не превышает 4,5%, увеличение цен на металлопрокат на 20% ведет к удорожанию автомобиля не более чем на 1%. Согласно материалам совместной рабочей группы Северсталь и АвтоВАЗа, чтобы цена на машину выросла не менее, чем на 3%, как было сказано в комментариях представителя АвтоВАЗа, нужно чтобы цена на металлопрокат от всех поставщиков выросла не менее, чем на 70%».
В конце декабря АвтоВАЗ договорился с Северсталью о заключении договора на январь, надеясь на то, что ФАС к февралю завершит проверку. Так оно и случилось. Но антимонопольное ведомство неожиданно для автопроизводителей встал на сторону металлургов. «ФАС России не выявила признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Северсталь» при установлении цен для ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «Соллерс» в 2011 году на автомобильный лист, – говорится в официальном сообщении ФАС России. – Цены на некоторые виды тонколистового проката ОАО «Северсталь» с учетом текущего роста находятся на уровне, сопоставимом с уровнем мировых цен на аналогичную металлопродукцию».
Этот результат оказался настолько нежданным, что УАЗ, который входи в группу компаний «Соллерс», объявил о том, что на заводе закончились запасы металла, новый контракт с поставщиками не заключен, поэтому предприятие будет вынужденно уйти на внеплановый каникулы с 1 по 14 февраля. Но уже 2 февраля в ОАО «Соллерс» подписали соглашение по сотрудничеству с «Северсталью» на весь год.
Между тем АвтоВАЗ решил искать защиты «наверху». В правительство России было направлено письмо с просьбой помочь разобраться в ситуации. 4 февраля вице-премьер Игорь Сечин пригласил на совещание представителей АвтоВАЗа, группы ГАЗ, Соллерса, КамАЗа, а также Северстали, Магнитогорского (ММК) и Новолипецкого (НЛМК) металлургических комбинатов. Подробности встречи не разглашаются.
«Совещание прошло конструктивно, – сообщил представитель пресс-службы ОАО «Северсталь» Олег Быков. – Доводы Северстали были услышаны и приняты во внимание. Поиск компромисса с АвтоВАЗом продолжится».
Также известно, что вице-премьер остался недоволен проверкой УФАС и поручил антимонопольщикам совместно с Минэкономики еще раз детально проанализировать рост цен на автолист. Кроме того, как сообщают некоторые издания, руководство Северстали предложило АвтоВАЗу покупать лишь отдельные виды продукции, те, которые Северсталь поставляет монопольно. Однако автогиганта такой вариант не устроил, поскольку Северсталь обеспечивает 60% потребностей Волжского автозавода. Однако по этому поводу в Северстали комментарии давать не стали. Отказались комментировать и информацию о том, что вице-премьер якобы пригрозил металлургам повышением пошлин на металл в случае, если те не найдут компромисса в ближайшее время. В любом случае, договоры на условиях металлургов подписали уже ГАЗ, Соллерс, Камаз, Рено, GM.
Итоговое решение на встрече так и не приняли. В конце недели участники совещания встретятся еще раз. Скорее всего, для того, чтобы объявить властям о каком-то конкретном решении, которое сторонам придется принять в ближайшие несколько дней.