Федеральная программа утилизации легковых автомобилей завершится в апреле этого года. Продлевать данную программу государство не намерено. Между тем эксперты не готовы однозначно утверждать, как сложится ситуация на рынке после ее завершения.
«Автомобильного кризиса» не будет?
Госпрограмма утилизации автомобилей стартовала в марте 2010 года в качестве одной из мер поддержки российской автомобильной промышленности в кризисной ситуации. Чтобы стать ее участником, необходимо было сдать легковой автомобиль старше десяти лет, получить сертификат на 50 тысяч рублей и обменять (естественно, с доплатой) на новую машину российской сборки. Несмотря на то что в нашей стране собирают не только «Жигули», но и автомобили иностранных марок, безусловным лидером программы стал АвтоВАЗ. По данным агентства «Автостат», в настоящий момент выдано 435 тысяч сертификатов, а всего их заготовлено 500 тысяч. Дополнительных выпусков «скидочных» документов не планируется. По расчетам специалистов, оставшихся сертификатов хватит как раз до апреля этого года. По данным того же «Автостата», общее количество машин, проданных АвтоВАЗом на внутреннем рынке в прошлом году, составляет 517 тысяч. Из них благодаря программе утилизации удалось реализовать более 221 тысячи автомобилей – то есть чуть больше половины. В связи с этим возникает вопрос: не накроет ли Россию вторая волна автомобильного «кризиса затоваривания», то есть не возникнет ли ситуация, когда автомобили не будут продаваться?
Как заявил начальник отдела аналитики «Автостата» Андрей Топтун, в 2011 году такой ситуации не будет – причем благодаря... все той же программе утилизации: «В настоящий момент выдано 435 тысяч сертификатов, а всего машин продано 320 тысяч – соответственно, в течение всего года АвтоВАЗ будет продавать машины по старым сертификатам. Мы прогнозируем не падение, а рост продаж автомобилей Волжского автомобильного завода – до 12%». Не будет критического падения и дальше, уверен Андрей Топтун.
А вот директор автосалона ГЭМБЛ (один из официальных дилеров программы утилизации в Самаре) Юрий Гусенков заявил, что давать какие-либо прогнозы по росту или падению продаж «легковушек» в России не готов: «Мы живем в очень непредсказуемой стране. Вот в Германии аналитики в разгар их программы утилизации предсказывали падение на 13% - так оно и случилось. А у нас сказать ничего нельзя – может упасть, а может и вырасти, все зависит от состояния рынка. Единственное, о чем можно говорить уверенно, по опыту других стран, именно программа утилизации наиболее беззатратна для государства».
Стоит отметить, что сразу после завершения программы утилизации легковых автомобилей Министерство промышленности и торговли России готовит аналогичное мероприятие для грузовиков и автобусов.
Справка
В настоящий момент аналитики прогнозируют, что в 2011 году автолюбители приобретут 606 тысяч отечественных автомобилей, в 2012 этот показатель упадет до 570 тысяч машин. Зато машины иностранных брендов, собираемые в России, наоборот, найдут больше клиентов – 850 тысяч в 2011 году и почти миллион в 2012. Что касается иномарок, несмотря на увеличивающиеся пошлины, 804 тысячи россиян сделают выбор в пользу зарубежных товаров в этом году. В 2012 году иностранного производителя поддержат уже 880 тысяч автолюбителей