Оформлять ДТП должны находящиеся в непосредственной близости от места аварии патрули. В этом уверены представители межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов». Уже подготовлено соответствующее обращение в УГИБДД ГУВД по Самарской области.
Комментарий в тему:
Заместитель начальника УГИБДД ГУВД по Самарской области Виктор Митник: «Мы сейчас тщательно контролируем выезды на ДТП. Проверяем время приезда, время в пути, если экипаж долго ехал, то требуем объяснений. Но я думаю, что изменить схему организации оформления ДТП нереально. Мы и так стараемся оптимизировать нашу работу в условиях постоянной нехватки кадров. Ежедневно в Самаре на службу выходят около 150 сотрудников ГИБДД. В день примерно происходит около 150 ДТП. Если снегопад и плохие погодные условия, то их число может возрасти до 200. Причем многие страховые компании отказываются выдавать страховые выплаты, если авария оформлена без участия сотрудников Госавтоинпекции. И водители вызывают ГАИ. Вовремя выехать на каждое ДТП невозможно. Во-первых, водители не всегда точно называют адрес. Во-вторых, по заснеженным дорогам быстро не доедешь. Так что, скорее всего, останется та схема, которая существует сейчас».
В то время как губернская ГИБДД собирается инициировать принятие закона об обязательном оформлении мелких ДТП без пострадавших страховыми комиссарами, автомобилисты региона считают, что самой Госавтоинспекции нужно кардинально изменить порядок организации оформления ДТП.
«Мне кажется, ГАИ опять хочет пойти легким способом, чтобы не ездить на места ДТП, – говорит председатель межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» в Самарской области Сергей Слюсарев. – То есть сейчас фактически люди ждут, кому повезет – час, кто-то 4-5 часов ждет, пока приедет к ним инспектор по выезду на ДТП. Здесь, мне кажется, неправильно организована сама работа Госавтоинспекции в этом направлении. Потому что не инспектор по выезду должен ездить, а это, как правило, один инспектор на весь район, а близлежащий экипаж ДПС, который находится на маршруте патрулирования. И они должны быть оснащены всеми необходимыми средствами. И после выезда ГАИ, считаю, не должно проходить больше 20 минут. Нередки случаи, когда ДТП происходит, проезжает мимо экипаж, на аварию не обращает никакого внимания». Действительно, такие случаи нередки.
«Как-то в меня въехала машина на перекрестке Московское шоссе-Советской Армии, – рассказывает автовладелец Алексей Гладков. – А там же всегда стоят инспекторы ДПС. Мы попросили их оформить аварию. И они отказались, сказав, что к нам должен приехать специальный инспектор. Нам пришлось ждать около двух часов, и я думаю, что это нам еще повезло, могли бы и дольше ждать».
Между тем в ГИБДД говорят, что такая реакция сотрудников Госавтоинспекции – нарушение. «Если авария произошла рядом с местом, где дежурят сотрудники ГИБДД, то они должны оформить ДТП, – говорит начальник отдела пропаганды ОГИБДД УВД по Самаре Оксана Кузнецова. – Это их прямая обязанность. Вообще же, если ДТП произошло без пострадавших, то для его оформления направляют находящийся рядом экипаж – по месту дислокации. Если в ДТП есть пострадавшие, то его оформляют инспекторы по выезду на ДТП». Если сотрудники ДПС отказываются оформить аварию, можно пожаловаться на них в ГИБДД – в письменной форме или оставить сообщение на сайте ведомства в разделе «Онлайн-сервисы».
К слову, пункт 2.6 правил дорожного движения гласит: «Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав её, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия».
Однако часто все происходит иначе. На ближайшем посту дорожно-патрульной службы ДТП оформлять отказываются. Водителей-участников аварии отправляют в отдел ГИБДД по месту совершения ДТП. Там же тоже могут быть трудности. Сотрудники могут не согласиться с оценкой обстоятельств, потребовать, чтобы автомобили вернули в прежнее состояние. Поэтому лучше все-таки дождаться прибытия сотрудников инспекции на место случившегося.
Письмо с просьбой изменить порядок организации оформления ДТП комитет по защите прав автомобилистов направит в ГИБДД до конца недели. Кроме этого, в Госавтоинспекцию отправят и жалобы автомобилистов. Также пакет документов будет содержать обращение с требованием расчистить дороги Тольятти.
«Дороги вроде чистят, а те навалы, которые образуются по краям проезжей части, затрудняют обзор, – говорит Сергей Слюсарев. – Чтобы выехать на перекрестки, например, мне надо на полмашины выглянуть, чтобы посмотреть, едет ли там кто-то. Конечно, таких навалов не должно быть. Если образуется навал больше метра, то его должны сразу вывозить. Также есть претензии по пешеходным переходам. Мы видим, что пешеходный переход почищен, но он как туннель. Пешеходов не видно из-за этих навалов. Человека видишь только тогда, когда он голову высунет, чтобы посмотреть. И это правильно они делают. А некоторые сразу выходят на проезжую часть – и это неожиданность для автомобилистов, не всегда можно успеть притормозить. Скоро из-за этих навалов уже знаков не будет видно. Я проезжал, смотрел – весь столб уже засыпан – остался один знак квадратный. Еще немножко, и самого знака тоже не будет видно».
Копия обращения будет направлена в мэрию Автограда. Также в ГИБДД направят еще одну просьбу: не останавливать маршрутные Газели для проверки их технического состояния во время утренних рейсов. В комитете считают, что это нарушает права пассажиров, которые утром едут на работу.