Авто Как СОК выжал соки из «ИжАвто»

Как СОК выжал соки из «ИжАвто»

Генеральный директор группы «СОК» Юрий Качмазов и топ-менеджеры компании Андрей Фролов и Юрий Амелин объявлены в федеральный розыск. Их, а также бывшего генерального директора ОАО «ИжАвто» Михаила Добындо и директора по экономике...

Генеральный директор группы «СОК» Юрий Качмазов и топ-менеджеры компании Андрей Фролов и Юрий Амелин объявлены в федеральный розыск. Их, а также бывшего генерального директора ОАО «ИжАвто» Михаила Добындо и директора по экономике и финансам ОАО Евгения Страхова обвиняют в преднамеренном банкротстве Ижевского завода. Следственный комитет МВД РФ установил, что с автопредприятия были выведены активы на сумму 6,7 миллиарда рублей.

Группа «СОК» была образована в 1994 году. Компания специализировалась на производстве автокомпонентов и автомобилей, контролировала автозаводы «ИжАвто» и «РосЛада». К 2009 году в группу входило более 40 предприятий (в 15 регионах), которые выпускали товары народного потребления, строительные конструкции, оказывали транспортные услуги. Помимо этого, компании принадлежит мостостроительное предприятие ОАО «Волгамост» и сеть кинотеатров и развлекательных комплексов в регионе. До лета 2010 года группе принадлежала и сеть автосалонов. Также в течение нескольких лет «СОК» был крупнейшим партнером и поставщиком комплектующих для АвтоВАЗа.

В 2005 году группа инициировала запуск нового проекта на заводе «ИжАвто». Производство собственных моделей «Иж» и ВАЗ 2106 было прекращено. Вместо этого здесь начали собирать автомобили KIA Spectra. Позднее стали выпускать и другие автомобили корейской компании. В 2009 году завод оказался в сложной экономической ситуации. Из-за кризиса упал объем сбыта. В конце марта Ижевский завод работал три дня в неделю. Перспективы рисовались нерадостные: полная остановка производства и сокращение 90% сотрудников. Ситуация усугублялась еще и тем, что у завода росли многомиллиардные долги перед поставщиками и кредиторами. На конец марта 2009 года долг предприятия превысил 15 миллиардов рублей. Больше всего завод был должен Сбербанку – 7,74 миллиарда рублей. Поставщики разрывали контракты с «ИжАвто» из-за долгов.

В итоге собственник акционерного общества Юрий Качмазов продал 75% акций предприятия по сложной схеме. Акции купили дочерние предприятия «ИжАвто» «Гросс», «Норекс» и «Ижкомплект» за 200 миллионов долларов. Оплату произвели готовой продукцией – автомобилями. То есть фактически группа «СОК» вывела с предприятия товарный остаток.

Через некоторое время ижевский завод самостоятельно подал в Арбитражный суд Удмуртской Республики заявление о банкротстве. После этого Счетная палата России начала проверку банкротства на предприятии. Кроме того свою проверку провела и Генеральная прокуратура России. «Известная частная компания СОК бросила их («Ижавто») на произвол судьбы, выведя при этом активы. Мы сейчас вместе с прокуратурой будем этим заниматься», – говорил тогда в интервью федеральным изданиям глава Счетной палаты Сергей Степашин.

Однако уголовное дело было возбуждено только после того, как в Генпрокуратуру обратился Сбербанк с требованием проверить, насколько законным было банкротство. Причем ранее с подобным обращением Сбербанк выходил и на местную прокуратуру. В сентябре 2009 года Генпрокуратура заявила, что следственный отдел при ОВД Устиновского района Ижевска возбудил уголовное дело по факту преднамеренного банкротства ОАО «ИжАвто». Юрий Качмазов, Андрей Фролов, Юрий Амелин, Михаил Добындо и Евгений Страхов проходили по делу как подозреваемые. Следствие предполагало, что они совершили действия, которые повлекли за собой банкротство, в частности, вывели с завода часть кредитов, полученных от Сбербанка, в офшоры, а также вывели с завода товарный остаток.

На этой неделе следственный комитет при МВД России сделал неожиданное заявление: подозреваемые стали обвиняемыми, им вменяют в вину совершение преступления, предусмотренного статьей 196 «Преднамеренное банкротство» Уголовного кодекса Российской Федерации. «В ходе расследования установлено, что в период 2008–2009 годов собственник группы «СОК», являющейся основным акционером ОАО «ИжАвто», Юрий Качмазов, топ-менеджеры данной компании Андрей Фролов и Юрий Амелин, а также бывший генеральный директор ОАО «ИжАвто» Михаил Добындо и директор по экономике и финансам ОАО Евгений Страхов, вступив в предварительный сговор, совершили действия по выводу ликвидного имущества (денежные средства, автомобили, акции и доли в уставных капиталах других предприятий) ОАО «ИжАвто» на сумму более 6,7 миллиарда рублей. В результате таких действий в марте 2010 года решением Арбитражного суда Республики Удмуртия ОАО «ИжАвто» признано банкротом», – говорится в официальном сообщении следственного комитета при МВД РФ.

«В настоящее время все обвиняемые, кроме Михаила Добындо, скрываются от следствия, – рассказала начальник отдела по связям со СМИ Следственного комитета при МВД России Ирина Дудукина. – Они не явились на допросы на местах и были объявлены в местный розыск. Сейчас они уже объявлены в федеральный розыск. В том случае, если у следствия появятся доказательства того, что данные лица покинули территорию Российской Федерации, их объявят в международный розыск».

Михаил Добындо сейчас находится под подпиской о невыезде и помогает следствию.

К слову, за несколько дней до официального заявления СК при МВД РФ Юрий Качмазов «засветился» в ежегодном рейтинге миллиардеров журнала «Финанс». Он занимает 126 позицию, его состояние журнал оценивает в 26,5 миллиарда рублей. Для сравнения – в 2009 году бизнесмен находился на 150 месте с состоянием в 5,9 миллиарда рублей. Также можно добавить, что бизнесмен, видимо, был готов к такому повороту событий. Еще в прошлом году ходили слухи, что «СОК» теряет доминирующие позиции в регионе, продает часть активов. Кроме того, группа утратила контроль над АвтоВАЗом.

«ИжАвто» стал подконтролен «Ростехнологиям». Государственная корпорация выкупила долги предприятия у Сбербанка. В конце 2010 года по инициативе премьера Владимира Путина был подписан меморандум о том, что площадка Ижевского завода будет использоваться альянсом АвтоВАЗ – Renault – Nissan. «Комментировать заявление следственного комитета мы считаем неэтичным. Давайте дождемся каких-то итогов», – сообщил пресс-секретарь «ИжАвто» Сергей Котляров.

В настоящее время следствие устанавливает причастность обвиняемых к другим преступлениям в отношении Ижевского завода.

Фото: Коллаж Ирины ПЕТРОВОЙ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
ТОП 5
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления