• Я села за руль, потому что хотела быть независимой. Я хотела сама управлять собственной жизнью, и для меня важно было получить права и научиться водить машину. Для меня важно иметь возможность передвигаться по городу, никого не прося. Я вообще не могу ни с кем ездить. Даже если сажусь в машины к подругам, то мне проще самой сесть за руль, чем ехать в качестве пассажира, потому что вот это ощущение, когда ты не властен над ситуацией – оно раздражает. Я никогда не смогу ездить с водителем, даже если он суперпрофессиональный, потому что не могу доверить собственную жизнь другому человеку.
• Права я получила в 2002 году и сразу села за руль Toyota RAV4. Тогда этот кроссовер выпускали на базе «Камри», он был меньше, это сейчас он удлинился. Эта машина очень удобна. У нее отличные габариты, подходящие для езды по городу. И вообще она комфортная. Но потом «Тойота» мне поднадоела, тем более, что у меня были подряд две Toyota RAV4. Я всегда мечтала об «Инфинити» – стильная машина. Слоган «Бушующая страсть» – это про нее. Она очень комфортная, я себя в ней ощущаю жемчужиной в раковине. У нее потрясающий дизайн салона, кожаные сиденья, ничего лишнего. Нет никаких лишних лампочек, нет таких агрессивных красных диодов как в «Ауди». Руль ухватистый, комфортный. Да и по габаритам эта машина вполне нормальная для женщины.
• После покупки я ничего в своей машине не меняла. Разве что добавила накидки, чтобы не пачкались сиденья – у меня ребенок. Больше ничего в салон не вносила. Мне не нужен бар. А зачем? Его можно поставить, если ездить с водителем. А если я сама за рулем, то и бар ни к чему, за рулем же нельзя пить. Кстати, в этом плане машина очень дисциплинирует, я считаю, хоть и не отношусь к людям, ведущим богемный образ жизни. Никаких фенечек у меня в машине тоже нет – не люблю, когда что-то болтается перед глазами.
• Общественный транспорт и я – вещи несовместимые. Для меня это вообще тихий ужас. (Смеется.) Если у меня не будет возможности самой вести автомобиль, я поеду на такси, автобусы, метро – это исключено.
• Очень часто сталкиваюсь с грубостью на дорогах. Часто попадаются мужчины, которые пренебрежительно относятся к женщинам-водителям. Недавно был такой случай очень неприятный. Я въезжала во двор детского сада, а там узкая дорога. Я проехала уже полпути, и тут мне навстречу выехала «девятка». Причем водитель видел, что я еду, но прибавил газу и остановился от меня в нескольких сантиметрах. Вышел такой мужчина лет 25 и начал говорить что-то вроде: «Куда ты едешь? Не умеешь водить, не суйся. И вообще я тебя не пропущу, как хочешь, так и проезжай». Причем ему было проще сдать назад, чем мне, за мной стояла вереница машин. Но все равно нахамил, наговорил гадостей. И с таким пренебрежительным отношением встречаешься везде. Причем можно выделить две тенденции. Первая – это то, что часто чем ниже класс машины, тем наглее ведет себя водитель. И вторая – если ты ездишь на хорошей машине, и ты женщина, у людей сразу возникает мысль: «Машину купила не сама, явно есть богатый покровитель», и это почему-то дает им право оскорблять тебя. У нас вообще люди невоспитанные, у нас нет культуры на дороге. Я очень люблю ездить по Москве. Там водители намного воспитаннее. Если там просишь разрешения перестроиться, то тебя пропускают и ты нажимаешь сигналку в знак благодарности. У нас никто никогда никого не пропустит. Москвичи, когда сюда приезжают, удивляются: «Как вы тут ездите?». Они-то там понимают, что пропуская, они теряют всего лишь секунду, и при этом все остаются довольными и исключена аварийная ситуация. Но тут, видимо, какой-то особый самарский менталитет. Как-то в меня въехала девушка на «девятке». Я ей говорю: «Давайте вызовем милицию, у меня есть знакомые, они за небольшую плату очень быстро оформят ДТП». А она говорит:«А у меня целый день свободен, я могу здесь долго стоять». Я вообще очень вежливый водитель, я стараюсь быть вежливой даже с теми людьми, которых не люблю. Но если я вижу, что отдачи никакой, то зачем тогда перед человеком распыляться? В общем, я девушке отвечаю: «Замечательно. А я не могу стоять здесь целый день, у меня ребенок, у меня работа. Вам нечем заняться, ну поэтому у вас такая машина». Она, конечно, рассвирепела, начала гадости говорить.
• Мне довелось водить в Италии. Правда, я проехала всего несколько метров. (Смеется.) Просто там машина была с механической коробкой передач, а я ее не понимаю. Люблю «автомат». Впечатления от итальянских дорог прекрасные. Идеальные дороги, идеальная культура на дорогах. Там все водители очень послушны, они соблюдают скоростной режим, соблюдают правила дорожного движения. И еще на Кипре я водила машину с правосторонним рулем, ощущения исключительные, как будто едешь по встречке и тебе это разрешено, потому что правила такие. Дороги там тоже хорошие и продуманные.
• В Самаре ужасные дороги. Конечно, это можно связать с климатическими условиями. У нас и грунтовые воды близко находятся, и из-за строения земляного пласта дороги видоизменяются. Но ведь можно все это подлатать. Можно решить проблему, не пуская в город грузовики и фуры, выделить для них отдельные трассы. У нас безумная грязь. В Москве, к примеру, прежде чем машина выезжает со стройки, ее обливают водой из шланга. Ведь это нетрудно, не требует затрат и много времени. У нас такого нет. Машины грязные выезжают в город, вся эта грязь оседает на дорогах, соответственно, машины пачкаются быстро.
• Я редко попадаю в пробки, потому что стараюсь выезжать в то время, когда их нет. Ну а если все же попадаю, то слушаю музыку или радио. Могу поболтать по телефону, у меня в машине встроенный телефон.
• Все мои автоистории грустные. Смешных не было. Смешно, если тебе уступили дорогу. (Смеется.) А вот одна из грустных историй. У меня была очень крупная авария, о которой писали в газетах и говорили по радио. Она произошла на Маяковском спуске и улице Молодогвардейской. Я ехала из фитнес-клуба, расслабленная, и тут в меня на огромной скорости, кажется, около 140 километров в час, въехала «десятка». Она въехала в переднюю пассажирскую дверь. Меня от удара вынесло на разделительную полосу и на бордюр. Машина всмятку. Я осталась жива только потому, что была пристегнута. Меня ударило о молдинг, коленки еще ушибла, и все. У водителя «десятки» разбит нос, еще какие-то травмы. Тут, к слову о прочности «Тойоты» – мою машину собрали. И ее даже удалось продать. А вот «десятка» восстановлению не подлежала.
• Гаишники меня останавливают редко. Но однажды пришлось повысить голос на сотрудника ГАИ. Он утверждал, что я разговаривала по телефону во время вождения. А я всегда пользуюсь Bluetooth. Я долго доказывала свою невиновность, и мне это удалось. Мой самый большой штраф – 300 рублей. Я припарковалась на бордюре, и тут-то появились сотрудники ГАИ. Я пыталась объяснить, что я с ребенком и мне надо быстренько в магазин, но они были непреклонны. (Смеется.) Чаще всего они неправы, они хотят заработать денег. Наглость гаишников иногда не знает границ. Как-то меня остановила женщина-гаишник. Я ехала по узкой улице, там по сторонам были сугробы и дорога настолько сузилась, что я фактически ехала «по встречке». Но ведь это не моя вина. Я же не обязаны выбегать с лопатой и прокладывать себе дорогу. Но женщина мне сказала прямым текстом: «Мне по барабану. Вы ездите на хорошей машине, а работаю гаишником», так что платите 700 рублей или я лишу вас прав».
• По поводу планов властей построить дороги к чемпионату. Конечно, это большие деньги, большие откаты. Но, надеюсь, что ездить станет лучше. Потому что мы сейчас на 86-м месте по России по качеству дорог и по другим критериям, и это унизительно.
• Починить машину сама я не смогу. Хотя вот как-то год назад, зимой, машина мне сообщила, что что- то с давлением масла. (Смеется.). Я позвонила в сервисный центр, спросить, что это может значить. Они сказали, что «срочно эвакуировать! И не передвигаться».. Но я решила просто подождать и просто прогрела машину, естественно, что в минус 40 жидкость любая замерзает. Ну еще могу колеса подкачать. Ну и все. Больше я ничего и не умею. А зачем, лезть под капот? Для этого есть специальные люди.